NET осенней хадре. Спасайтесь в театре
Фестиваль нового европейского театра в этом году удивляет как никогда. Радикальные спектакли со всего света — для всех театралов. Рассказываем о самых важных. «Великий укротитель» Культурный центр Онассиса (Греция) на сцене Театра наций чт 14 декабря Высокобюджетный театр абсурда греческого провокатора Димитриса Папаиоанну. Как устроена человеческая жизнь и Вселенная зрителю покажут 10 обнаженных перформеров с совершенными телами и идеальной выучкой. Визуальный катарсис гарантирован, — арт-иллюзии – то, чем прославился Папаиоанну. «Наизусть» Национальный драматичесий театр королевы Марии II (Португалия) на сцене Театра наций Ср-чт 29, 30 ноября Спектакль, больше похожий на игру-аттракцион: португальский драматург и актер Тьяго Родригес разучивает один из сонетов Шекспира вместе с 10 незнакомыми людьми. Пока длится этот «урок», Родригес рассказывает о своей теряющей зрение бабушке, делится историями о писателях и персонажах из книг. Среди озвученных целей проекта – противопоставить человеческую коллективную память – всем преступным режимам и идеологиям. «Проект необычных погодных явлений» Том Лутц и театральная компания Бернетта сцене Театра наций Ср-чт 8, 9 ноября Уникальный музыкальный перформанс, в основу которого легла книга физика Уильяма Р. Корлисса. В ней он ведет наблюдения крайне редких погодных явлений: дождь, шедший в обратном направлении, четырехкратный закат и времена года, наступавшие в обратном порядке. Музыканты Матиас Вейбель, Михаэль Флюри, Эвелинн Трабл и Мара Мирибунг и звукорежиссер Мартин Хофстетте сделали музыкальные реконструкции всем явлениям, по сути придумав новый жанр - «погодная симфония для тромбона, трубы, скрипки, кассеты и световой машины». «Красная шапочка» Центр им. Вс. Мейерхольда сб 18 ноября Взрослый музыкальный спектакль, притворяющийся детским. Его создатели — ансамбль «Студия новой музыки» и режиссер Алексей Смирнов освоили инновационный жанр инструментального театра: в спектакле музыканты являются одновременно и драматическими артистами, которые перемещаются по сцене и декламируют текст, используя различные речевые техники: пение, ритмизованное проговаривание, пение в музыкальный инструмент. Партитуру написал французский композитор, классик современной музыки, обладатель Золотого венецианского льва 2015, Жорж Апергис. Опера «Евангелие» Хлебозавод пт-сб 1, 2 декабря Современная опера композиторов Алексея Коханова и Марии Марченковой в режиссуре радикального молодого режиссера Васи Березина, чья «Тибетская книга мертвых» идет в заброшенном депо Курского вокзала, вызывая или восторг, или откровенное неприятие. «Евангелие» — также радикальный проект, в основе которого – сакральный текст. Березин пытается переосмыслить Святое Писание. Четвертый акт, по его словам, это рефлексия на тему войны в Сирии. В спектакле принимают участие оперные исполнители, певцы, музыканты, профессиональные и непрофессиональные артисты. Серия мультижанровых перфомансов ноябрь-декабрь в Новом пространстве Театра наций Самые разные перформансы в рамках лаборатории PER FORM, созданной Новым Пространством совместно с Московской архитектурной школой МАРШ., призванные продемонстрировать, как, по их мнению, знаковые архитектурные манифесты от эпохи возрождения до середины XX века находят воплощение в современной хореографии. В программу этого года войдут перформансы по трактатам Ле Корбюзье «Градостроительство», Адольфа Лооса «Архитектура». А также кантата для голосов, перкуссии и телеграфного ключа SOS, перформанс «Down to zero» (Вниз к нулю) и тактильный перформанс «Со-прикосновение». Видеоинсталляция Бориса Юхананова «Апокалипсис» Электротеатр Станиславский 11 ноября Сумасшедшая инсталляция, придуманная художественным руководителем Электротеатра Борисом Юханановым как отражение индивидуальностей культовых режиссеров современности: Хайнера Гёббельса, Теодороса Терзопулоса и Ромео Кастеллуччи. По задумке Юхананова его трое героев вступают с ним в диалог в процессе нанесения воды кисточкой на небольшую каменную доску. Непредсказуемость таяния воды запускает ассоциативный ряд, связанный с процессом их работы над спектаклями. Понятного мало, не спорим. Но скучно не будет точно.