Странник с мольбертом. 175 лет назад родился баталист Василий Верещагин
175 лет назад на свет появился один из самых известных отечественных живописцев-баталистов Василий Верещагин. О жизни и творчестве художника-путешественника нам рассказала старший научный сотрудник отдела живописи второй половины XIX-XX вв. Государственного Русского музея Екатерина Шилова. - Василия Васильевича так называют не зря - география его поездок крайне разнообразна, а для второй половины XIX века и вовсе экзотична, учитывая уровень развития транспорта в то время. Так, с 1858 года Верещагин побывал в Дании и на Филиппинах, во Франции и в Индии, у берегов Англии и в Средней Азии, на Кавказе и Кубе, на Балканах и в США. Последнее путешествие художника в Японию стало для него роковым. Верещагин был свидетелем и участником многих исторических событий. Он был не просто живописцем, а художником - военным корреспондентом, способным беспристрастно зафиксировать обстановку. Достоверность сюжетов его полотен стала основополагающим творческим принципом мастера и в работе над батальными сценами, и в изображении жизни различных народов. Интересно, что он ставил перед собой практические задачи - они были связаны со всесторонним изучением жизни и быта людей, созданием художественных отчётов. Отсюда сформировался главный метод живописца - писать именно серии картин. Этот своего рода кинематографический подход к изобразительному искусству стал уникальным опытом для отечественной живописи второй половины XIX века. Награждён за мужество Верещагин был первым художником, открывшим русскому зрителю мир Востока. И в Европе, и в России интерес к этой теме был во многом связан с геополитикой. Во второй половине XIX века наша страна целенаправленно расширяла свои владения в Средней Азии. Эта экспансия требовала все- стороннего изучения природы и культуры региона. К участию в экспедициях привлекались и художники, прежде всего баталисты: Пётр Грузинский, Николай Каразин, Франц Рубо в разные годы были командированы в Среднюю Азию и на Кавказ. В 1867-1868 и 1869-1870 гг. Верещагин совершил два путешествия в Туркестан в составе военной миссии, участвовал в операциях против бухарского эмира и в обороне Самаркандской крепости и за проявленное мужество был награжден Георгиевским крестом 4-й степени. Рисунки с натуры, созданные им в путешествиях, и сейчас представляют интерес для этнографических исследований. Если во время первой поездки Верещагин главным образом работал в графических техниках, то в период второго путешествия он больше стал писать маслом. Тогда художник создал картины «Киргизские кочевья», «Перевал Барскаун», «Развалины в Чугучаке». Сначала мастер постигал разнообразные стороны жизни той или иной страны, изучал её население, обычаи и материальную культуру, собирал обширный материал, делал наброски и этюды. И только затем работал в специально оборудованной мастерской и использовал натурщиков. Так, работа над картинами туркестанской серии шла в Мюнхене, антураж восточной жизни Верещагин передал в них с доходящей до натурализма педантичностью. «Напишите книг сколько хотите, не вызовете такого впечатления, как одна такая картина», - отзывался о полотне «У дверей мечети» Иван Крамской. Наполеона - прочь с пьедестала В батальных картинах Верещагин стал реформатором этого жанра - он был против официального пафоса в образных решениях картин, прославляющих победы отечественного оружия. Он обращался к мотивам, передающим опасные будни армейской жизни, полные драматизма. Эта концепция воплотилась в одном из его самых знаменитых произведений «Апофеоз войны» (1871 г.). Работа цикла «Варвары» посвящена автором «всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим». Она основана на историческом материале, но её образное решение глубоко символично. В XIV веке воины Тамерлана оставляли после сражений пирамиды из отрубленных голов своих врагов. Груда черепов, изображённая на фоне выжженной солнцем степи, кружащие над ней вороны, высохшие деревья, панорама полуразрушенного города на дальнем плане выражают идею жестокости и непреодолимой разрушительной силы войны. Художественную летопись русско-турецкой войны 1877-1878 гг. вели многие живописцы, принимавшие участие в боевых операциях, - Василий Поленов, Николай Дмитриев-Оренбургский, Павел Ковалевский. Верещагин также воевал на Дунае, штурмовал Плевну и Шипку, был тяжело ранен. И постоянно обращался к эпизодам, связанным с изображением жестокостей войны. Даже в композиции, прославляющие победы русской армии, он вводил печальные ноты. В этом плане характерна картина «Шипка-Шейново» (до 1890 г.). Михаил Скобелев производит смотр войск после окончательной победы и пленения турецкой армии, но фигуры мёртвых солдат на первом плане омрачают настроение победного ликования, напоминая о страшной цене любой победы. Размышления о роли личности в истории, о нравственных аспектах борьбы против завоевателей, о горечи поражений и цене победы художник продолжил в историко-батальной серии картин «1812 год», работа над которой велась в течение 17 лет (1887-1904). Верещагин рассматривал работу над серией как создание национальной исторической эпопеи, в которой он, вступая в полемику с историками, низвергал образ Наполеона с пьедестала и воспевал «великий дух русского народа». Последнее путешествие Выбор художником маршрута путешествия в Индию отчасти был обусловлен политическими причинами, - в этой стране пересекались интересы России и Англии. Верещагин объехал почти всю страну, работая то в условиях нестерпимой жары, то мороза, совершая горные восхождения и ночуя в походных условиях. Индийско-гималайские работы раскрыли талант Верещагина-пейзажиста. С середины 1880-х Верещагин стал чаще бывать и работать в России, и в этот период он обратился к темам, связанным с её историей и национальной культурой. Он побывал в Ярославле, Костроме, Ростове, Вологде, на Соловках. Каждая серия произведений раскрывала какую-то новую грань возможностей художника. Картины на русские темы представили его и как историка национального искусства, и как мастера интерьерной и орнаментальной живописи, и как портретиста, создавшего галерею образов «нескольких незамечательных русских людей» («Иконостас церкви Иоанна Богослова на Ишне близ Ростова Ярославского», 1888; «Внутренний вид церкви Петра и Павла в Пучуге», 1894; «Старуха нищенка 96 лет», 1889). Давняя мечта художника посетить Японию осуществилась в августе 1903 года. Серия картин, созданная им, впервые познакомила русскую публику с образами этой страны. В Стране восходящего солнца мастер в основном работал с натуры. Он увлекался изображением храмов («Шинтоистский храм в Никко»); создавал портреты («Японка», «Японский нищий»); для пейзажей искал уединённые уголки («В парке»). Второе путешествие, предпринятое уже во время русско-японской войны, закончилось трагически. Вместе с адмиралом Степаном Макаровым он погиб на броненосце «Петропавловск» 31 марта (13 апреля) 1904 года. Верещагин был чрезвычайно известен и популярен в России, Европе и Америке, организовав более 60 выставок своих произведений. Но если в рецензиях критиков и высказывались разносторонние, подчас резкие оценки и суждения, все были едины в признании грандиозного масштаба и самобытности творчества Верещагина.