Негромкое звучание старины. Корреспондент «ВМ» побывал в гостях у коллекционера раритетных музыкальных инструментов

В 20 километрах от Москвы, в селе Еганово, московский энтузиаст-собиратель редкостей Владимир Виноградов организовал музей старинных музыкальных инструментов. В собрании - полтора десятка кабинетных роялей, пианино и тафель-клавиров - суперкомпактных музыкальных инструментов, популярных в начале ХIХ века. Музей расположился в двух небольших деревянных домиках, где Виноградов восстановил обстановку середины ХIХ и начала ХХ века. Он установил тут полочки с нотами, есть старинные самовары, стилизованные под старину стулья, столы и кресла. Как говорит Виноградов, главная особенность его частного музея – то, что все музыкальные инструменты находятся в рабочем состоянии и на них можно играть. - Музыкальные инструменты – разные: и по годам, и по своему устройству. На выставках или в залах больших музеев кабинетные рояли теряются. Лучше всего их слушать именно в естественной для них среде - в небольших квартирах или в усадьбах. У меня небольшой дом, где я поместил в нескольких комнатах рояли. Сам я не умею играть, но меня увлекла идея сохранения этих уникальных инструментов. Один из таких, уникальных - черный рояль середины ХIХ века, на котором играл сам Николай Рубинштейн – русский пианист-виртуоз, основатель Московской консерватории. Инструмент в прекрасном состоянии и великолепно звучит. Корреспондент «ВМ» опробовал его в деле - все рояли у Владимира настроены, и звучание у них замечательное! В музейных экспозициях судьба музыкальных инструментов печальна. Они должны звучать - иначе саморазрушаются. Экскурсий у Виноградова немного. Сама идея исполнения на кабинетных роялях и старинных пианино не подразумевает массовости. Идеальная группа для такой экскурсии, названной "Семь роялей", – это человек пять-шесть. Причем один играет, второй слушает и так - по очереди на всех семи роялях и пианино. Судьба у каждого инструмента – своя. Так, рояль, на котором играл Николай Рубинштейн и, возможно, Петр Ильич Чайковский, попал к Виноградову из старой московской квартиры, причем - в очень хорошем состоянии. О художественной ценности роялей корреспондент «ВМ» решил расспросить известного пианиста Николая Алексеева. - Ни один кабинетный рояль не будет звучать, как концертный. Каждый серьезный любитель музыки должен играть именно на рояле. Есть фирмы более известные и менее. Так, «Стейнвей» - самая знаменитая фирма роялей. Кабинетный рояль - для стесненных квартирными условиями людей. У меня - кабинетный рояль «Бернштейн» черного цвета. Мы его купили в 1965 году, это был рояль начала 1900. Весь рынок был наполнен старыми дореволюционными роялями. И звук этих инструментов - такой теплый, живой… К старинным роялям при изготовлении предъявлялись самые суровые требования: в первую очередь - по выдержке древесины, из которой они делались. Все современные рояли звучат значительно громче и звук у них мощнее, таковы сегодняшние требования. Современность требует яркости, блеска, и это превалирует. А вот теплота звука в современных роялях утеряна. И для музыканта, чтобы лучше понимать композитора, полезно попробовать именно старинный рояль. Подписывайтесь на канал «Вечерней Москвы» в Telegram!

Негромкое звучание старины. Корреспондент «ВМ» побывал в гостях у коллекционера раритетных музыкальных инструментов
© Вечерняя Москва