«Ассы в массы»: во Владивостоке открылась выставка о контркультурной моде и искусстве «красной волны»
Она проходит в центре современного искусства «Заря». Во владивостокском центре современного искусства «Заря» открылась ретроспективная выставка «Ассы в массы». Она посвящена андерграундному движению «Асса», возникшему в начале 1980-х в Ленинграде и Москве, которое принято относить к так называемой «красной волне» в искусстве, музыке, кино, моде и стиле жизни. Выставка продлится до 4 февраля 2018 г. Вход свободный. «Асса» — лозунг, возникший в среде художников-некрореалистов и быстро распространившийся в богемной среде Ленинграда. Так называлась галерея художника Тимура Новикова, это слово появилось и в серии работ известного ленинградского художника Олега Котельникова. «Ассу» использовали и как тэг, и как роспись на одежде в рамках битнических показов мод. «Асса-парадами» называли групповые демонстрации авангардной моды на выступлениях «Популярной механики» Сергея Курехина. В рок-н-рольных хэппенингах принимали участие рок-музыканты, неформальные художники, тусовщики и поэты. Апогеем экспансии арт-группировок под воинственным лозунгом «Асса» стал одноимённый фильм, до сих пор считающийся одним из знаковых для поколения 80-х. Куратор проекта «Ассы в массы» Михаил Бастер – художник-график, дизайнер, автор архива о субкультурах СССР «Компост», ранее уже организовывал такие выставки, как «Последние романтики Советского Союза» (2007, «Зверевский центр», Москва), «Хулиганы 80-х» (2009, «Центральный манеж», Москва), «Street style-80» (2010, ВДНХ, Москва), «Альтернативная мода до прихода глянца 1985—1995» (2011—2013, «Гараж», Москва; «Этажи» Санкт-Петербург; «Дом кино», Дубровник, Хорватия; Fashion biennale, Вараждин, Хорватия; «KIM?», Рига, Латвия), «Untamed fashion in USSR» (2013,Новая Дакота. Амстердам), «По дорогам СНГ» (2015, Музеон), «Моторокеры. Москва-Берлин» (2017, ВДНХ, Москва). «Специально для Владивостока мы подготовили шоу, цельно и глубоко раскрывающее внутреннюю сторону этого процесса через призму моды и искусства — рассказывает Михаил Бастер. — Под флагом с лозунгом андерграундного движения «Асса», которое зародилось в Петербурге начала 80-х, в перестройку произошёл первый осознанный всплеск альтернативной культуры. Этой до сих пор мало изученной истории о контркультурной моде и искусстве «красной волны» и посвящена выставка». Основа выставки «Ассы в массы» — архив исторической документации и российской уличной и модной фотографии Михаила Бастера. Также в экспозицию вошли произведения художников Тимура Новикова, Георгия Острецова, Инала Савченкова, Евгения Юфита, Сергея Шутова, участников арт-группировок «Чемпионы мира», «Новые художники» и «Некрореалисты» из коллекций Московского музея современного искусства, Музея Art4Ru, а также из личных собраний Гарика Ассы, Сергея Шутова и других. Специально для выставки участники советского андерграунда предоставили предметный фонд, включающий в себя элементы гардероба, пластинки, постеры, шляпы. Выставка дополнена мультимедийными материалами (анимация, короткометражные и полнометражные фильмы, видеоарт, видеодокументация перформансов и модных показов) в виде медиа-инсталляций и сеансов параллельной образовательной программы. В Москве самостоятельными «асса-парадами» в течение нескольких перестроечных лет эстетически торпедировали многочисленные культурные мероприятия, начиная с масштабных выставок в Манеже и заканчивая модными молодежными клубами. Миссия у подобных акций была примерно такая же, как у «Синих блуз», — экспансия и пропаганда: пропаганда нового искусства, новых имен, новой эстетики, нового времени — яркой, дерзкой, местами шокирующей. «Андерграундная культура в России и СССР стала плодородной почвой для появления многих культовых имён и проектов в искусстве, кино, музыке и моде, — говорит Алиса Багдонайте, главный куратор центра современного искусства «Заря». — Для нас важно не только впервые в таком объёме рассказать об этом периоде, но и показать его связь с культурным контекстом Дальнего Востока». Катализатором многих процессов, перезапустивших дальневосточную культуру и ставших причиной мощного перестроечного толчка, стал отец-основатель советского панк-дендизма Гарик Асса (Олег Коломийчук). Он родился в Хабаровске и получил прозвище «Асса» за свою активность и вклад в организацию модных показов. Покинув родные края в 70-х, Гарри примкнул к ленинградской богеме, открыл московский блошиный рынок на Тишинке и незамедлительно ввёл в моду винтаж и стиль «мёртвый разведчик», состоящий из предметов гардероба вдов советских разведчиков и партийной номенклатуры. Тимур Новиков назначил Гарика Ассу министром моды при правительстве «Новых художников», а из участников показов и созданных образов сложился импровизированный дом моделей «Ай-да-люли», выступавший под девизом «Безумный род людской, кривляйся и пляши». Основной идеей «Ай-да-люли» стало стирание грани между авангардной модой и «носибельной» в ходе уличных дефиле. Благодаря Гарри Ассе традиция «асса-парадов», а вместе с ней и новая волна искусства и музыки, переместилась из Ленинграда в Москву. На выставке его фигуре и коллекции картин будет посвящено отдельное место как точке связи между отдельными дисциплинами альтернативной культуры и событиями 1980-х и 1990-х годов. Хэппенинги «Дома моделей Ай-да-люли», бушевавшие на советских концертных и театральных сценах, к концу 80-х вдохновили многие дизайнерские и перформативные группы, такие как дуэт «Кровь с молоком» Ирэн Бурмистровой, «Лаборатория экспериментальных моделей» Светланы Петровой и Сергея Чернова, «Театр ПОСТ» Бориса Юхананова и Камиля Чалаева, группа «Север» Екатерины Рыжиковой и Александра Лугина, которая делала перформансы в духе шаманистских и неоязыческих обрядов. Моделями Гарика в его шоу выступали многие известные художники и музыканты: Тимур Новиков, Сергей Шутов, Гор Чахал, Жанна Агузарова, Сергей Ануфриев, музыканты группы «Кино», вокалистка группы «Колибри» Наталья Пивоварова и многие другие. Свидетельством прорыва андерграунда на официальную сцену и его признания как значимого культурного явления стал фильм Сергея Соловьёва «Асса», вышедший на экран в 1987 году. Дополнительная информация о выставке доступна здесь.