В Югре завершился международный театральный фестиваль
В столице Самотлора — Нижневартовске — в воскресенье завершился V Международный театральный фестиваль спектаклей малых форм «Северные встречи». За четыре дня зрители могли увидеть 12 спектаклей из самых разных стран и регионов России. Все они прошли строгий отбор, поэтому после каждой постановки зал по несколько минут стоял и рукоплескал артистам. Программа была не однородной — московский театр «СНАРК» привёз сказку Элинор Фарджон «Сын великана». Режиссёр Юрий Алесин — молодой харизматичный (и бородатый) мужчина смеялся, когда узнал, что с детским спектаклем они приехали одни. Однако на втором показе почти весь зал занимали взрослые — театральные критики и любители театра заливались слезами в самых разных моментах, топали ножками под стульями и время от времени искренне заливались хохотом. «Это образцовый пример работы с детьми», — говорили в театральных кулуарах. Совершенно неожиданную работу продемонстрировал мытищинский театр драмы и комедии «ФЭСТ» — их комические ситуации «Среди гостей в одной рубашке» по мотивам рассказов одного из самых известных деятелей ОБЕРИУТов Даниила Хармса буквально взорвали привычное представление о служителях Мельпомене. Это было какое-то непрерывное скетч-шоу с анимационной визуализацией на экране и привето-песнями из СССР. Городской или площадной театр привезла итальянка Джулия Филиппо (театр Itinera). За один час спектакль «Правило быть счастливо несчастным» рассказал зрителям правдивую историю её бабушки, оказавшейся бездомной на улицах Италии из-за того, что её вместе с ребёнком бросил возлюбленный. Острая социальная тема преподносилась на английском языке с вкраплениями песен на итальянском. Ещё одним иностранным гостем стала Тьяса Ферме, которая привезла американо-словенско-румынский проект под названием «Дикая штучка в городе». Работа Тьясы и режиссёра Аны Маргиняну посвящена размышлению о телесности и адаптации приезжих жителей в чужой город. Нескончаемый монолог актрисы, который внезапно превращался в интерактив со зрителем, многих из присутствовавших ввёл в заблуждение относительно жанра. В программе он был заявлен как «интерактивное шоу одной женщины, абсурдная комедия на английском языке», однако, на следующий день при разборе спектаклей известный театральный критик Павел Руднев объяснил, что это стендап, который не прижился в России и успешно реализуется в Америке и странах Европы. Было несколько моноспекталей — все они трогали за душу и заставляли ещё долго после представления пребывать в состоянии глубочайшего размышления. «Контрабас» по Патрику Зюскинду, сыгранный артистом азербайджанского государственного театра юного зрителя Шовги Гусейновым — о невозможности человеческого раскрытия. Ни в любви, ни в музыке, ни в жизни герой не в состоянии превозмочь обстоятельства и стать самим собой. Он осознаёт свою важность в жизни других, но ничего не может с собой поделать. Контрабас — как метафора того, чему мы безмерно привязаны даже в те моменты, когда стоило бы бросить всё и начать и заново. Страшнейший, леденящий ужасом монолог старого человека «Коба» (по Эдварду Радзинскому) — о сверхъестественной преданности товарищу Сталину его друга детства Фудзи, которого он на четыре года засадил в тюрьму ради проверки. Фудзи вышел из тюрьмы постаревшим, больным, но не менее благородным. Постепенно история нам рассказывает совершённых Верховным Правителем злодеяния: все общие друзья Фудзи и Кобы — так звали на родине Сталина — оказываются убиты. В конце концов, Фудзи становится свидетелем слёз раскаяния психически нездорового Сталина и после этого случая о главном герое забывают навсегда… Игра Александра Рубиноваса бесподобна! Благодаря государственному бурятскому академическому театру имени Хоца Намсараева оживает вечная история познания мироздания Эрнеста Хэмингуэя «Старик и море». В роли умудрённого моряка — народный артист Республики Бурятия Баста Цыденов, на протяжении почти двух часов раскладывающий на сцене различные предметы бытовой жизни. Постепенно все эти незначащие вещи оказываются внутри огромной мандалы, которая проецировалась ещё и на экране-Космосе. Моряк борется со стихией, побеждает гигантскую рыбину, сражается с акулами и через несколько дней своего испытания приплывает к берегу без улова. С ним вместе — обглоданный голый скелет исполинского чудища. Один из выводов во сей этой истории — погоня за призрачной мечтой может вымотать и сломать человека. Хозяева фестиваля — нижневартовский городской драматический театр ничуть не уступал профессионализму приезжих коллективов. Спектакль-открытие «Разводки по-итальянски», поставленный по мотивам пьесы Мольера «Проделки Скапена» режиссёром-постановщиком Маргаритой Зайчиковой, задал сразу высокий тон фестивалю. Это репертуарная постановка и, казалось бы, должна была преесться зрителю, однако, я познакомилась с людьми, которые смотрели её 11-ый раз. Молодой артист театра, который в Нижневартовске ещё и устраивает ежемесячные читки пьес Алексей Житковский на этот раз выступал в качестве автора пьесы «Посадить дерево». Павел Руднев видел поставленный по ней спектакль год назад и признался на фестивале, что он претерпел ряд изменений и стал во много раз ярче и реалистичней. В последний день «Северных встреч» еще один артист театра Евгений Наумов играл в маленькой истории большой мечты Михаила Веллера. «Хочу в Париж» — это про всех, кто постоянно откладывает свои желания, разрешая жизни управлять собой. Дети, быт, нехватка денег, работа… — всё это останавливает нас на пути, когда мы всё же достигаем желаемого, то оказываемся не готовыми принять правду. «Северные встречи» проходят раз в два года и, безусловно, международный театральный фестиваль — событие крупное для всей Тюменской области. После трёхлетнего перерыва он вернулся к своему зрителю и, дай Бог, больше не пропадёт с театральных горизонтов.