В ТЦ "Гудок" открылась масштабная выставка самарского современного искусства
По словам одного из кураторов проекта Константина Зацепина, эта выставка — памятник самарскому современному искусству рубежа нулевых и десятых годов. В ней можно проследить главные тенденции и узнать имена авторов, готовых работать с актуальными художественными практиками в Самаре. Самое интересное было в начале. Когда стало известно, что местом обитания Средневолжского филиала государственного центра современного искусства будет здание Фабрики-кухни. Обживать его принялись сразу же, еще до масштабных реставрационных работ. Первая выставка проекта "Волга.Ноль" уже проходила во дворе назначенного музея. На встречу с Евгением Бугаевым и его искусством, в котором он пытается поймать метафизику обыденной жизни, пришли самые смелые зрители. Их не остановил ни январский мороз, ни строительные балки. Кураторы проекта Нели Коржова и Константин Зацепин сразу определили формат проекта в формуле — один день, один художник, одно событие. До конца апреля каждую неделю проходили встречи с молодыми авторами, пытающимися нанести свое имя на карту самарского совриска. И создание такой карты было одной из главных задач программы "Волга.Ноль". Сейчас о первой выставке и о смелой идее "обнулить" художественное пространство города, дав площадку и свободу молодым авторам, напоминает представленная в "Гудке" фотосерия Евгения Бугаева "116". В линиях и углах самарского микрорайона художник с помощью фотоаппарата пытается уловить истинную природу реальности. Любовь к пейзажу можно увидеть у самарских художников даже без напоминания об этом Коснтантина Зацепина. В день открытия итоговой выставки, он проводил экскурсии и не единожды акцентировал на этом внимание. Роман Коржов, Ольга и Александр Филимоновы, Алиса Николаева, Владимир Логутов, Олег Захаркин, Александр Зайцев — все нашли вдохновение в осмыслении пространства через художественные приемы. Самарские арт-деятели пытаются проработать окружающий мир, и как-то "пережить" его в своих работах. Но проблемой пространства занимаются не только художники, но и кураторы. Правда, немного на другом уровне. Они вынуждены решать одну из главных современных задач искусства — как демонстрировать работы художников не в рамках белого куба галерей и музейных стен, чтобы суметь подчеркнуть их уникальность и вызвать дополнительный интерес у зрителя. С "Волгой.Ноль" это, конечно, вынужденная история. В 2016 году проект приютился в Музее им. Алабина. Здесь же он работал и в 2017-м. А вот для итоговой выставки была выбрана площадка совершенно иного плана — торговый центр. "Наша выставка важна для зрителей больше, чем для художников, — рассказывает Константин Зацепин. — Художники все более-менее знают и видят работы друг друга. А зрители, как правило, в основной своей массе, далеки от искусства. Мы делаем выставку в таком месте, которое максимально близко людям. И она оказывается попаданием в другой мир. Сложно конкурировать за внимание с прекрасно построенным торговым центром, где множество развлечений. Большинство зрителей попадает сюда совершенно случайно, и тут же сталкивается с огромными объемами работ современного искусства. Это такой повод удивиться — что же я вижу перед собой?". Перед собой зритель видит 28 работ самарских художников. За три года существования этого проекта некоторые арт-деятели покинули Самару в поиске новых горизонтов. Хотя бы поэтому определение выставки, как памятника определенной эпохе, звучит уместно. Медиаискусство, живопись, перформанс, инсталляция — калейдоскоп работ для поверхностного ознакомления. Как было сказано на презентации выставки — "срез" самарского совриска первых десятилетий XXI века. Здесь соблюдено абсолютное равенство. Рядом с уже признанными мастерами актуального искусства в Самаре демонстрируются работы новичков. Кто-то заслужил славу кураторской работой, кто-то выставками за пределами региона, а кто-то местными скандалами. Антон Валиев больше известен под своим псевдонимом Арт Абстрактов. Его главная стихия — стрит-арт. Для итоговой выставки он не просто представил свою работу с проекта, но и разрисовал стену экспозиционного зала. Ольга и Александр Филимоновы прославились своей работой "Космонавт" рядом с ракетой на проспекте Ленина, которую привычно называть "Космопупсом". В "Гудке" сейчас два их проекта — видео "Первые на Луне" и инсталляция "Без названия", изображающая уличный деревенский туалет в форме сфинкса. Здесь трудно не вспомнить имя революционера современного искусства Марселя Дюшана. Перед их видео, где иронично показаны различные объекты на поверхности Луны, можно стоять очень долго. Куратора галерея "Виктория" Сергея Баландина некоторым зрителям трудно связать с его скандальной репутацией в художественном пространстве. На выставке его инсталляция и видео лишь намекают на направление, куда движется художник. Сразу узнаваемы работы семьи Коржовых. Анна Коржова вместе с Фролом Веселым представила инсталляцию "Труд и мечты". Нели Коржову легко признать в картинах из серий "Летящие", "Предчувствие" и Wind. Роман Коржов поработал над видео серии "Горизонт события". Владимир Логутов, недавно перебравшийся в Москву, и представивший вместе с другим самарским художником Ильей Саморуковым свой проект в параллельной программе 7-й Московской международной биеннале современного искусства, тоже участвовал в проекте "Волга. Ноль". Еще на первом этапе программы он работал с самарскими пейзажами. Для итоговой выставки кураторы отобрали его работу "Структурированные пространства". Еще на карте самарского совриска, воссозданной на итоговой выставке в "Гудке", можно встретить не менее интересные работы Алексея Зайцева, Олега Елагина, Михаила Лезина, Максима Шабалина, Алисы Николаевой, Марии Крючковой, Дмитрия Жиляева, Олега Захаркина, Ивана Ключникова, Александра Веревкина, Александра Зайцева, Евгения Юдакова, Анастасии Альбокриновой, Оксаны Стоговой, Андрея Сяйлева, Дмитрия Кадынцева. "На мой взгляд, выставка достаточно понятная, не вызывающая сложные, какие-то шоковые эффекты. Это такая панорама местного искусства в его уже устоявшемся виде, — считает Константин Зацепин, — В принципе, всех художников, которых мы хотели позвать, мы позвали. Для меня это полная картина, и даже не просто "срез" того, что есть сейчас, сколько памятник определенному периоду, который уже прошел. Потому что половина художников, здесь представленных, уже из Самары уехали, а кто-то сменил род деятельности. Наша выставка - это памятник искусству 2010-х, дальше будет что-то другое". Увидеть 3 тыс. кв. м экспозиционного пространства с работами 28 художников можно будет до 30 ноября. Выставка расположилась на втором этаже торгового центра, ближе ко входу со стороны ул. Мечникова, рядом с кинотеатром.