Всегда говори «Да!». Как научиться театральной импровизации?

Импро-театр на Западе существует уже более 50 лет. В каждом мало-мальском городке той же Финляндии или Америки есть как минимум две-три студии, где пару раз в неделю собираются менеджеры, продавцы, водители, инженеры, студенты и привносят в свою жизнь немного разнообразия и праздника. В России импровизация появилась лет 10 назад. В Петербурге, Москве, Ростове-на-Дону, Воронеже, Тюмени сегодня существует несколько подобных школ. По сравнению с западным бумом это – капля в море, процесс движется медленно. О тонкостях необычного сценического течения узнал корреспондент SPB.AIF.RU. Суть импровизации проста: самые обыкновенные люди без всяких актёрских корочек и сценических костюмов выходят на сцену. Их задача – сыграть спектакль здесь и сейчас, без всякой подготовки! Вместо сценария – реплики из зала, задающие тему, и несколько ограничений, задающих формат. У неискушённого зрителя или завзятого театрала действо может вызвать оторопь – как создать спектакль в режиме реального времени? В том то и дело, что можно. Составляющие удачной истории – остроумие, смелость, находчивость и искренность. А также некоторые умения и навыки. В какой-то степени процесс обучения импровизации можно сравнить с психологическим тренингом – как стать смелее, честнее и находчивее. Виталий Козловский, руководитель петербургской школы импровизации «Точка импро»: – Несмотря на то, что импровизация – это полная свобода фантазии и действий, в ней есть свои чёткие правила. Они нужны для того, чтобы история двигалась вперёд, не разваливалась, а взаимодействие актёров было максимально конструктивным. Самое главное – это согласие. Любая идея, предложенная партнёром во время игры должна быть принята. Иными словами – всегда говори «да». Если вам хочется сыграть царя, а другой актёр говорит вдруг – «Как вас подстричь?» – не нужно оспаривать его и примеривать воображаемую корону. Вы уже находитесь в определённых обстоятельствах, принимайте правила, всё должно быть достоверно и органично. Вообще, успешность развития любой истории зависит именно от взаимных шагов навстречу друг другу! Другое правило – внимательность. Уже одного этого может быть достаточно, чтобы создать классную сцену. Не нужно изначально ничего придумывать, а потом всеми силами проталкивать свою идею, просто слушайте друг друга, и история сама поведёт за собой. Однако, мало согласиться с идеей – важно её развивать, добавлять информации. Любая ваша фраза должна нести в себе посыл к движению. И ещё не следует отвечать вопросом на вопрос. «Привет, как ты провёл вечер?» – «Нет, ты расскажи, что нового у тебя?» Это перекладывание ответственности на другого. Смысл импровизации в том, чтобы самому проявлять себя и совместно с партнёром создавать с нуля новый мир и наполнять его. Форматов в импровизации – великое множество, вы можете придумывать их сами. Но ключевых – несколько. Есть короткие: они длятся от 2-х до 15-20 минут. Например, «Вечеринка с чудаками», где встречаются несколько героев с необычными качествами – один, допустим, всё время обманывает, другой живёт одновременно в разных возрастах, третий тайный поклонник хозяина вечеринки: задача разгадать качества друг друга. «Алфавит» – актёры ведут диалог, начиная свою фразу с новой буквы алфавита. «История по слову», «Говорить за другого», «Меняем» и так далее. Длинные формы – это полноценный спектакль, где артисты в течение часа-двух выстраивают на ходу сюжетные линии сразу нескольких серьёзных историй. Лена Николаева, организатор фестиваля импровизации, актёр команды «Сидр»: – Мы провели первый в России фестиваль, на который собрались импровизаторы из разных городов России, а также из Франции, Голландии, Германии, Эстонии, Латвии. Некоторые из гостей провели мастер-классы. Например, на тему, как важно для выстраивания интересного образа на сцене создавать личные взаимоотношения героев и проявлять настоящие эмоции. Или уметь доверять тишине на сцене, тишина может стать важным элементом сюжетной симфонии в вашей игре. Сама я начала заниматься импровизацией 1,5 года назад. До этого жила в Голландии, где увлекалась стенд-апом. Но хотелось расти дальше, пробовать себя в чём-то новом. И поэтому, вернувшись в Петербург, я нашла импро-школу – она была одна-единственная в нашем огромном городе. После первого занятия, правда, решила больше не приходить: всё-таки это экстремально и сложно – выходить на публику и играть без подготовки! Но потом преодолела себя, и это, действительно, стало открытием. В первую очередь, импровизация помогла мне выключить внутреннего судью. Всю жизнь ведь мы думаем – а что скажут о нас, как мы говорим, как выглядим? Но если ты выходишь на сцену, ты постепенно, раз за разом, освобождаешься от этих рамок, зажимов, масок. Потому что ты должен быть полностью раскрыт – иначе ничего не получится! Смысл импровизации – стать непосредственным, глупым, смешным, настоящим, как ребёнок. Всё это очень помогает и в обычной жизни. Ты становишься проще, увереннее в себе. И избавляешься от ненужного груза, который тащил за собой до сих пор – например, от нелюбимой работы. Александр Микеров, художественный руководитель московской команды «Total Nutz»: – Движение импровизации зародилось в 50-60-е годы в США и Англии. Это была реакция актёров на нежелание постоянно находится в заданных ролях. Молодым артистам хотелось не только выходить на сцену и в сотый раз произносить слова Гамлета, но и сказать что-то своё. Становилось ясно, что театр требует развития, нужны новые формы, старые становятся статичными, хотелось чего-то живого, яркого, свежего! Да, в классическом театре импровизация существовала всегда, но только как часть учебного процесса, а не как самостоятельная дисциплина. Пионером движения в Британии стал Кейт Джонстон, в Америке – Виола Споулин. Две главные мировые импро-школы располагаются сегодня в Чикаго. Одна – «Second City» – главная кузница комедийных кадров Голливуда, оттуда, например, вышел актёр Билл Мюррей. Вторая – «Improvisation Olimpic», создали её легендарные уже Дель Клоуз и Чарна Халперн. С момента открытия этих студий и началась главная история импро. В России импровизация развивается довольно хаотично, и, по сути, делает первые шаги. Особенность наших школ и актёров – стремление юморить. Причина тому – КВН, который оказал огромное влияние на все подобные жанры в нашей стране. Вообще, первое, что начинает делать начинающий импровизатор, выходя на сцену – это отчаянно шутить. Дело это бесполезное: в импро, в отличии от того же КВНа, шутки не прописываются, а рождаются на столкновении, парадоксах, непредсказуемости. Меняет ли импро человека? Да, как и любое творчество. Импровизация учит не бояться ошибаться, вести себя «неправильно». Занимаясь обучением, я вижу – настолько новички боятся сделать ошибку, выходя на сцену. Основные правила импровизации: Принимай (Да!)Вноси свой вклад (Да, и...)Избегай открытых вопросовНе старайся быть смешнымСоздавай платформу: кто, где, и что в сценеБудь конкретным – уделяй внимание деталямПолучай удовольствиеДоверяй партнеруЗаходи в созданную сцену, только если ты нуженРассказывай историюОправдай всё, что естьУмей взаимодействовать с невидимыми объектами А также: Не начинай сцену с проблемыНе начинай сцену «с начала»Не думай

Всегда говори «Да!». Как научиться театральной импровизации?
© АиФ Санкт-Петербург