«Ричард Третий» на вахтанговской сцене

На Новой сцене Академического театра имени Вахтангова премьера — «Ричард Третий». Спектакль поставил грузинский режиссер, руководитель Русского Драматического театра в Тбилиси Автандил Варсимашвили.

«Ричард Третий» на вахтанговской сцене
© Вечерняя Москва

Идея о таком сотрудничестве родилась после очередных гастролей театра в Грузии. Для постановки спектакля с вахтанговскими артистами Варсимашвили пригласил грузинскую команду: художника Мирона Швелидзе, композитора Элисо Орджоникидзе и художника по костюмам Тео Кухианидзе. На роль Ричарда III был выбрал молодой артист Максим Севринский.

Варсимашвили поставил «Ричарда III» строго по Шекспиру, но... с грузинским колоритом. В интонации главного персонажа трудно не узнать Сталина.

С первого своего появления на сцене Ричард III — лгун и убийца. Он страшен — и телом (режиссер несколько преувеличил его физические недостатки), и душой. Ошибка природы, чудовище. Не человек — исчадие ада, князь тьмы. И то, что он продал душу дьяволу, зритель понимает с первых минут спектакля.

Его кровавый путь к завоеванию трона завершится полным крахом — как это, впрочем, случалось со многими тиранами, вступившими в сговор со злом. Среди них — Наполеон, Гитлер, Сталин... Все они имели физические недостатки либо превращались в уродов по мере своих злодеяний.

«Ричард III» — спектакль беспощадный по отношению к главному персонажу. Беспощаден он и к любой форме тирании. Среди многочисленных постановок этой пьесы Шекспира немало таких, где в финале становится жаль Ричарда III. Ведь на его счету все-таки были и воинские победы, и значимые достижения как правителя. А вот в спектакле Варсимашвили — Ричарда III не жалко.

Художественный руководитель Театра имени Вахтангова Римас Туминас всегда осторожно относится к постановкам, где просматриваются политические параллели. Поэтому, наверное, эту пьесу Шекспира на вахтанговской сцене поставил Автандил Варсимашвили.

И все-таки можно ли между Ричардом III и «великим вождем всех времен и народов» поставить знак равенства? Если так делают многие исследователи жизни Сталина, почему бы и нет.

В Грузии очень неоднозначное отношение к Сталину. Репрессии, коснувшиеся деятелей грузинской литературы, театра в период его правления, были чудовищны. И Грузия об этом помнит и напоминает нам.

С помощью декораций в спектакле будто воссоздан ад. Из него явился и в него уйдет в финале главный персонаж этой пьесы Шекспира. Ад был и до него, поскольку прежние правители постарались сделали все, чтобы он воцарился.

И эта мысль явно прослеживается в спектакле. Есть и «рай» — небо с полной луной и звездами, куда попадают жертвы тиранов. Но не безвольные и робкие, а давшие бой палачам. Об этом — трагедия Шекспира «Ричард III», об этом — и одноименный спектакль, поставленный на вахтанговской сцене.

Кстати, накануне премьеры состоялся прогон спектакля, на котором присутствовали ведущие исследователи творчества Шекспира. В частности, профессор Алексей Бартошевич, внук великого артиста Василия Качалова. Он высоко оценил постановку Варсимашвили. Единственное, что не понравилось эксперту, так это то, что в новой постановке уж слишком много зрелищных моментов, которые, по мнению эксперта, все-таки идут в ущерб содержанию знаменитой пьесы Шекспира.

СКОРО

Премьеры на Симоновской сцене. 17 ноября после реставрации откроется Симоновская сцена Театра имени Вахтангова, где представительница династии — Екатерина Симонова — дебютирует в качестве режиссера спектакля «Вечер шутов», который посвящен жизни театральных артистов. Еще одна премьера на этой сцене ждет зрителей 22 ноября — «Любовь у трона» в постановке Андрея Максимова.

«Светлый путь. 1917» в МХТ имени Чехова. Молодой, но уже культовый режиссер Александр Молочников к 100-летию Октябрьской революции поставил спектакль «Светлый путь» со звездой театра и кино Викторией Исаковой. В роли революционерки и первой в истории женщины-министра Александры Коллонтай выступает Паулина Андреева. Премьера 2 ноября.

«Визит дамы» в Электротеатре. Знаменитую пьесу Фридриха Дюрренматта на суд публики представит режиссер Олег Добровольский и его команда. Роль Клары сыг рает Тамара Сагайдак (в паре — Алла Казакова). Премьерные показы состоятся 2 и 3 ноября.