В Самаре до 3 ноября открыта выставка театрального фотографа Владимира Луповского
Энциклопедия contemporary Выставка "Разные поезда. Французский современный танец в России" стоит в программе сразу двух фестивалей: Французской осени "Альянс Франсез" и Недели современного танца. На снимках Владимира Луповского — 25 лет contemporary dance в России. Можно даже не уточнять, что французского, имена Жозефа Наджа, Филиппа Декуфле, Матса Эка и многих других не нуждаются ни в представлении, ни в прописке. Но четверть века исполняется не только знакомству с Францией как важнейшим центром актуальной хореографии, но и Французскому институту в России (основанному в 1992 г. как Французский культурный центр в Москве). На его счету — сотня привезенных спектаклей, больше 25-ти копродукций, мастер-классы, лаборатории, кинопрограммы. На фотографиях Луповского есть и спектакль, приезжавший в Самару — "Па-де-де с экскаватором" Доминика Буавена, танец машины и артиста, исполненный на площади Куйбышева осенью 2012 года. И "Весна священная", поставленная Режисом Обадиа с "Балетом Москва" (в Самару хореограф привозил свою французскую труппу). С трудом отобранные из тысяч, где-то потребовавшие реставрации, эти полсотни снимков — целая энциклопедия современного французского танца. Можно даже использовать выставку в образовательных целях — составить список и поискать по нему видеозаписи в Сети: Сейду Боро, Жоэль Бувье, Клод Брюмашон, Франсуа Верре, Карлотта Икеда, Каролин Карлсон, Маги Марен, Режис Обадиа, Карин Понтьес. Нужно ли говорить, что Владимир Луповской — великолепный театральный репортер. Что он схватывает движение и атмосферу так, что ты чувствуешь хореографа, спектаклей которого никогда не видел. Что атлетичные тела из "Весны священной" Режиса Обадиа и кринолины из "Парка" Анжелена Прельжокажа, как и маски легендарной "Золушки" Маги Маррен (в 1996 г. она первой показала контемпорари на сцене Большого) — это все современный танец, и на этой выставке, как ни на какой другой, понимаешь, насколько он несводим к единым принципам или определениям. "Снимаю жизнь" "Я снимаю не только хореографию, я снимаю жизнь", — говорит Владимир Луповской. Физик и фоторепортер по образованию, он больше десятка лет занимался наукой и увлекался фотографией. "В 1993-м Гете-институт привез мэтров немецкого танца — Пину Бауш, Сюзанну Линке, Урса Дитриха. А меня не было в Москве, я приехал к последнему дню гастролей и впервые увидел спектакль современного танца. Одновременно Гете-институт привез фотовыставку, из которой я узнал, что театр можно снимать не только постановочно, как в журнале "Балет", а наоборот, в движении — как в жизни. Современная хореография до сих пор привлекает меня тем, что она близка к нашей жизни", — рассказывает фотограф. Как работает? Бывает, что не разрешают снимать на спектакле — только на репетиции. Репетицию в любом случае лучше посмотреть, потому что тогда знаешь, с какого ракурса снимать, и можешь предугадать движение. В чем отличие от съемки драматического спектакля? "Композиционно работаешь примерно одинаково. Но если в хореографии важнее линия движения, то в драматическом театре больше акцента на лица актеров и сюжет", — поясняет автор. "Владимир Луповской начинал свою деятельность фотографа с открытием Французского культурного центра в Москве. Он снимал почти все спектакли, которые мы привозили, — рассказывает куратор творческих проектов Французского института в России Ирина Зайцева. — И нам было очень сложно отобрать 50 фотографий из более, чем ста спектаклей". Выставку Владимира Луповского уже видели в Казани, Петербурге и Костроме. В Самаре она открыта до 3 ноября включительно. А после вернется в Москву и будет представлена в Атриуме Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, затем — в Екатеринбурге и, возможно, в Новосибирске. Во всех городах выставку показывают в программе танцевальных фестивалей, и везде, так или иначе, присутствует и сам французский современный танец. В Самаре показали премьеру Hush камерного балета "Пантера" (Казань) и Антони Казо (Франция), подготовленную при поддержке Французского института в России.