Войти в почту

Гастроли европейских театров: фестиваль NET

8 ноября в Москве откроется XIX фестиваль "Новый европейский театр". В течение месяца на сценах московского Театра Наций Нового Пространства, Электротеатра Станиславский, Центра Вс. Мейерхольда, Театра Труда, Боярских палат СТД и ЦТИ "Фабрика" будут показаны несколько спектаклей в постановке самых громких европейских режиссеров последних лет из Греции, Швейцарии и Германии. Рассказываем, какие события NET нельзя пропустить.

Гастроли европейских театров: фестиваль NET
© Москва24

Великий укротитель

Когда: 14 декабря, 20:00

Где: Театр Наций

Греческий режиссер Димитрис Папаиоанну представит свой новый спектакль "Великий укротитель" об исследовании человеческого тела. Казалось бы, что может быть проще и банальнее? Однако для Папаиоанну – это поле битвы, целый космос, который разворачивается и рождается прямо на сцене. Это уже не первый приезд режиссера в Москву: четыре года назад в рамках фестиваля "Территория" он показывал спектакль "Первая материя", а в октябре 2017-го – многочасовую видеоинсталляцию "Изнанка". Однако надо сказать, что Папаиоанну известен не только ценителям современного театра, но и широкой аудитории: именно он занимался постановкой церемонии открытия Олимпийских игр в Афинах в 2004-м и вот уже более 15 лет является признанным мэтром.

"Наизусть"

Когда: 29 и 30 ноября, 20:00

Где: Театр Наций, Малая сцена

Режиссер Тьяго Родригес представит в Москве свою последнюю работу, премьера которой состоялась на сцене лиссабонского Национального драматического театра королевы Марии II. "Наизусть" не является спектаклем в полном смысле этого слова: это скорее некий процесс рождения спектакля. За время действия Родригес должен выучить стихотворение с десятью людьми, которые никогда не видели этого текста. В процессе режиссер рассказывает истории о своей бабушке, о литературе, Нобелевской премии и Борисе Пастернаке, а в конце объясняет, почему он выбрал именно это стихотворение. Кстати, для желающих Родригес также проведет мастер-класс.

Martin Luther Propagandapiece

Когда: 21 и 22 ноября, 20:00

Где: ЦТИ "Фабрика", арт-клуб "Шаги"

Швейцарский режиссер Борис Никитин, который, кстати, ни слова не говорит по-русски, представит спектакль "реди-мейд" – смесь свободной богословской дискуссии и мотивационной атеистической проповеди, протекающих на границе дозволенного, на границе между религиозной службой и театральным действом. На самом деле Никитин не пытается нарочно эпатировать публику, он всего лишь ищет ответ на вопрос: где заканчивается вера и начинается радикализм, идеология и террор? Во время премьерных показов на фестивале "Хайнер Мюллер" в Берлине одни зрители в ярости покидали здание театра, а другие кричали: "Я люблю тебя!", и теперь настало время проверить на прочность нормы московской публики.

Необычные погодные явления

Когда: 8 и 9 ноября, 20:00

Где: Театр Наций, Малая сцена

Еще один швейцарец, художник Том Луц, создал довольно необычную аудиальную постановку, посвященную "необычным" природным явлениям, которые четыре музыканта будут пытаться воспроизвести на своих инструментах. Например, как, вам кажется, должен звучать дождь, идущий в обратном направлении, или времена года, наступающие в обратном порядке? Такие явления на самом деле существуют – они были описаны американским физиком Уильямом Р. Корлиссом в книге "Руководство по необычным природным явлениям", вышедшей в 1974 году. Том Луц со своим музыкальным ансамблем попытаются это воспроизвести на тромбоне, трубе, скрипке, а также при помощи кассет и световой машины.

Кинопроект "Последний год Фольксбюне. Уходящая эпоха Франка Кастрофа"

Когда: 16-19 ноября

Где: Кинотеатр КАРО 10 "Октябрь"

В рамках фестиваля NET также пройдет серия кинопоказов, посвященных феномену мирового театра – немецкому театру Фольксбюне и его главному режиссеру и покровителю Франку Кастрофу, который был вынужден покинуть свой пост летом 2017 года после 25 лет работы. Поводом для его ухода послужил не какой-нибудь скандальный спектакль или финансовые махинации, а банальное достижение пенсионного возраста, 65 лет. За этим в Германии следят очень строго, хотя если бы берлинский сенат попросил Кастрофа остаться, он бы мог сохранить за собой эту должность. Однако такого разрешения получено не было, и режиссеру пришлось уступить свое место.

Многие театральные критики признают, что за 25 лет публика действительно подустала от его экспериментов, однако все сходятся во мнении, что Кастроф – великий. Притом не только в масштабах Берлина или Германии, но и по общемировым меркам: награды и премии, заслуженные Фольксбюне за последние 25 лет, можно перечислять до бесконечности. Теперь вместо Франка Кастрофа театр возглавляет бельгиец Крис Деркон – человек, пришедший не из театральной, а из музейной среды, являющийся шеф-куратором галереи Tate Modern.

Уход Кастрофа стал завершением большой театральной эпохи, которую фестиваль "Нового европейского театра" не отметить не мог. По этому случаю с 16 по 19 ноября в киноцентре "Октябрь" пройдут показы видеозаписей наиболее ярких спектаклей Фольксбюне, которые будут сопровождаться комментариями руководителей фестиваля Марины Давыдовой и Романа Должанского, а также драматурга Фольксбюне Себастьяна Кайзера и режиссера Герберта Фритча.