Детский театральный фестиваль «Маршак» преподнес Воронежу еще один подарок - спектакль знаменитого кукольника Евгения Ибрагимова «Степной ноктюрн, или между закатом и рассветом», поставленный в Северо-Казахстанском областном театре кукол (Петропавловск). Известный режиссер театра кукол, многократный лауреат «Золотой Маски» Евгений Ибрагимов предлагает зрителям познакомиться с историей казахского народа через путешествие сквозь пространство и время. Перед входом в зал публика (кстати, действо рассчитано на 18 зрителей) пока еще не понимает, что она увидит, переступив порог. «Перед спектаклем я обычно говорю: «Дети, спасайте взрослых. Как только будут страшные моменты, держите их за руки, чтобы они не убежали», – рассказал Евгений Ибрагимов. Кромешная тьма, затем появляется луч, который ведет «путешественников», высвечивая разные эпизоды из жизни казахов и родной для них степи. С помощью фонариков артистам удается добиваться интересных визуальных эффектов, из темноты выплывает картинка за картинкой, и зритель перемещается от одного видения к другому. То тут, то там появляются маленькие белые фигурки, которые выглядят так сиротливо перед огромным пространством. Как тут не вспомнить «Джан» Андрея Платонова? Но казахский народ не такой: он готов бороться. И зритель видит эти сцены борьбы, расставания, говорящие о мужестве и внутренней силе. Не забыта и культура казахов, например, в одной из сцен появляется музыкальный инструмент, в другой звучит казахская песня. Артисты как будто ткут из лоскутов цельное полотно, а зрители не устают поражаться эфемерности, фантастичности разворачивающейся перед ними картины. По словам Евгения Ибрагимова, идея «темного» спектакля принадлежит тем, кто еще водил людей по пещерам с факелами, показывая наскальные изображения. Как отмечает Евгений Ибрагимов, очень важно, чтобы актеры привыкли к залу, почувствовали пространство, в котором они играют. Апофеозом постановки становится появление в круге света дерева. Артисты вручают зрителям ленточки, которые можно привязать к одной из веток и загадать желание. «Степной ноктюрн, или между закатом и рассветом» – спектакль, где главным действующим лицом становится луч фонарика, где на первое место выходит именно атмосфера, где помимо визуальной составляющей большую роль играет звуковое сопровождение: музыка, шелест травы, завывания ветра, топот лошадиных копыт, и ни слова. Движение вместо привычного сидения в кресле, темнота и всплывающие в ней видения, мелькающие силуэты и звуки степи заставляют зрителя перестроить саму систему своего восприятия и обратиться в первую очередь к ощущениям и уже потом к размышлениям.