Подлинное искусство содержит нравственную идею

Религиозные лидеры традиционных конфессий России призвали деятелей культуры быть ответственными за свою деятельность. По мнению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, высказанному им на заседании президиума Межрелигиозного совета России, подлинная свобода не может выражаться в посягательстве на то, что свято и дорого человеку. Есть ли границы у свободы творчества, разбирались эксперты на круглом столе сетевого вещания «ВМ». — Все, что происходит в рамках законов Российской Федерации, разрешено, — заявил в эфире сетевого вещания «ВМ» политолог Георгий Федоров. — У нас светское государство, законы которого должны быть выше религии, потому что если пойти по логике запретов, то и произведения Пушкина, и картины эпохи Возрождения тоже попадут под абсолютный запрет. Если кто-то выражает свой протест в приемлемой для него форме, но не стремится при этом, например, поджигать кинотеатры, то эта точка зрения тоже имеет право быть. По версии эксперта, все, что находится за рамками действующего закона РФ, должно обсуждаться на уровне цивилизованной полемики. — Я не вижу, где в нашей стране религиозные законы были бы выше светских, — ответил политологу протоиерей Игорь Фомин. — Свобода — это абсолютная ценность в христианстве, и церковь вслед за Христом декларирует свободу воли. Это важный аспект человеческого спасения. Церковь также говорит, что есть всего две творческие личности — Бог и человек. А творчество в человеке всегда берет начало от Бога, как в геометрии — лучик. Религиозные лидеры рассматривают лишь правильность направления вектора этого луча. Современное общество сильно разрозненно на почве разного ощущения справедливости и добра. Потому для кого-то нормально и танцевать в храме. Важно, чтобы большинство людей выбрали светлую сторону собственного ощущения справедливости. Например, многие образованные прихожане нашего храма просто не интересуются нашумевшим фильмом Алексея Учителя «Матильда», к которому так много претензий со стороны значительной части общественности. Писатель и сценарист Анна Берсенева выдвинула тезис — творчество и есть синоним свободы, потому историческая правда не всегда стоит наравне с художественной. — Не должно быть ограничения свободы творчества, самоцензуры. Когда художник начинает себя в чем-то ужимать, он перестает быть художником, — сказала Берсенева. — К множеству великих художественных произведений можно предъявить ряд вопросов, но разве «Лолита» Владимира Набокова не считается классическим художественным произведением? Антон Чехов давно сказал: «Искусство хорошо тем, что в нем никого нельзя обмануть». Однако вопрос достоверности исторических событий, которые изображаются в художественных произведениях, остается открытым. Только глубоко невежественное общество может беспокоиться о том, что, например, в фильме «Викинг» много исторических несоответствий — это просто фильм в жанре фэнтези. То же самое и с «Матильдой» — никакого оскорбления чувств верующих от выпуска этого фильма не должно присутствовать, потому что это беллетристика. — Свобода творчества на протяжении многих веков находилась в подчинении государственного, частного или церковного заказа. И только в начале ХХ века художники начали творить от собственного имени, — заявила еще одна участница круглого стола, искусствовед Вера Лагутенкова. — Многие люди не понимают современное искусство потому, что не знают, на что нужно обращать внимание. В Москве сейчас готовится ряд образовательных программ, на которых специалисты расскажут, что искусство конкретного периода соотносится с определенными историческими коннотациями и политическими явлениями. Если речь идет о современном искусстве, то вполне логично изучить нашу новейшую историю и относиться ко всему спокойнее. Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!

Подлинное искусство содержит нравственную идею
© Вечерняя Москва