Войти в почту

Большой театр маленького города

"Знаете самый страшный актерский сон? Твой выход, а у тебя нет костюма, ты не помнишь слов и даже не знаешь точно, что играешь, — говорит Ольга Троицкая. — Мне это раз 15 снилось". "У меня такой же режиссерский сон, — отвечает Владимир Казанджан. — Что сейчас откроется занавес, а актеры ничего не знают!" Ольга — учитель русского языка и литературы в средней школе. Владимир — в прошлом инженер. Но здесь, в "Подиуме", они актриса и режиссер. Как и несколько десятков других членов труппы — юристов, бизнес-аналитиков, врачей, которые по выходным превращаются в Гамлетов и Офелий. "Визитная карточка" Любительский театр появился в Димитровграде еще в середине 50-х. Менял названия, места обитания и режиссеров. "Подиумом" он стал в 1990 году. А несколькими годами раньше его возглавил Владимир Казанджан. Помещение театру подарил город, но в остальном он существует только на зарабатываемые деньги. За последние 27 лет было поставлено почти 40 спектаклей. Репертуар — от Шекспира и Гоголя до Володина и Улицкой. А на фестивалях подиумцы выступают наравне с профессионалами. Димитровград — городок в Ульяновской области. В нем живут чуть больше ста тысяч человек. Здесь можно пройти по улице триста метров и поздороваться пять раз. В "Подиум" здесь ходят все — даже студенты, уехавшие учиться в большие города и приезжающие на каникулы. Конечно, в Димитровграде есть и профессиональный театр, и танцевальные коллективы, и ночные клубы. Но "Подиум" — "визитная карточка" города. К тому же на любом спектакле в зрительном зале есть те, кому после финала нужно будет зайти за кулисы и обнять актеров — приятелей, бывших одноклассников или любимых учителей. Любовь за сценой В маленькой гримерке лежит гитара и разбросаны пачки "Беломора". Это реквизит, актеры только что отыграли комедию "Ну, кадриль!" по пьесе Владимира Гуркина, написавшего сценарий фильма "Любовь и голуби". "Не обнимай меня, я вся мокрая! — смеется Ольга Троицкая. — У меня килограмм за спектакль уходит, можно по весам проверять. У нас, наверное, ни одного спектакля нет, с которого мы бы вышли "нормальными", с холодными носами". Ольга пришла в "Подиум" 22 года назад. До этого "муж не пускал" — говорил, что у нее, отличницы и активистки, тогда школа будет на первом месте, театр на втором, а семья на шестнадцатом. А потом все сложилось разом: в город переехала мама, чтобы сидеть с внуками, а режиссер Владимир Казанджан предложил Ольге роль — они давно дружили. Примерно тогда же сюда пришла Светлана Купкина. В "Подиуме" играла ее мама, и она однажды предложила Казанджану попробовать Свету на роль. "Я тогда в театре дышать боялась. За кулисами ни разу не была — не знала, что туда вообще можно заходить! — рассказывает Светлана. — И тут звонит Владимир Степанович. Я тут же на все согласилась. После проб он мне при встрече дал роль и говорит: "Вот от сих до сих выучи". Сдачу своего первого спектакля я играла с жуткой ангиной и температурой, на таблетках…" В том первом спектакле партнером Светы был Александр Сауэр — местная звезда. Света смущалась, боялась, по сценарию вздыхала с ним на сцене на скамейке… Девять лет спустя они будут сидеть вместе на другой "Скамейке" — так назывался спектакль, который они отыграли полностью вдвоем. Тогда у них завязался роман. До загса они дошли не сразу: у Светы две дочки, и она несколько раз отказывала Саше, опасаясь их реакции. Зато когда она согласилась, жениться пришлось экстренно: родственники Сауэра как раз приехали из Германии. В "свадебном" июле в загсе была огромная очередь. Но увидев знакомые фамилии, их пропустили "по блату". Супруги сыграли вместе уже более чем в десяти постановках. Саша помогает жене, когда она не понимает в чем-то режиссера. А некоторые спектакли даже помогают им меньше ссориться. Большую часть "Скамейки" их герои друг на друга кричат. "Как-то моя дочь с мужем пришли на нас посмотреть, — рассказывает Света. — И зять после спектакля сказал: "Теперь я понимаю, почему они никогда не ссорятся, — на сцене друг на друга наорут, чего дома ругаться". "Старики" и "молодежь" В фойе "Подиума" на самом видном месте висит фотография — сцена из комедии "Ужин с дураком". На ней два Сергея — Борисов и Шляконов. "Если надо было, они могли репетировать пять-семь дней в неделю, — говорит режиссер Владимир Казанджан. — У обоих — ни жен, ни обязательств… Они всегда были здесь, были душой театра". Шляконов был на сцене Гамлетом, Хлестаковым и Тригориным. А в жизни — радиоведущим. Борисов был старше на 18 лет. Он играл Вершинина, Полония, Ильина из "Пяти вечеров". А в жизни работал наркологом и спасал людей. Их обоих обожал весь город: красивые, горячие, яркие. Звезды. В 2009 году они сыграли главные роли в комедии "Ужин с дураком" по французской пьесе. А два года спустя разбились в автокатастрофе. "Когда их не стало, у нас не стало репертуара, потому что они были заняты во всем, — рассказывает Казанджан. — К началу сезона у нас было два спектакля". Подиумцы напряглись — и выкрутились. Воссоздали даже "Гамлета", в роли которого здесь кроме Шляконова никого не видели. Но и шесть лет спустя в театре не могут говорить о них как о мертвых. И их не хватает почти в каждом спектакле. Через несколько лет после той катастрофы стало ясно, что труппе нужна "новая кровь". Большинству ведущих актрис было за 40, а играть им приходилось 30-летних. "Я понимала, что первый ряд мне не поверит: у нас же метр до сцены, — говорит Ольга Троицкая. — А роли девочек у нас играла мать двоих детей!" Не хватало и мужчин. "Я объявил о кастинге, надеясь, что какой-нибудь парень придет, — рассказывает режиссер. — Но пришли почти одни девки". Парни, впрочем, тоже — хотя один из них (может быть, самый многообещающий) уехал, не успев сыграть ни одной большой роли. И теперь учится на актера в Школе-студии МХАТ. А девушки за прошедшие три года на сцене уже стали популярными: их узнают на улице, "на них" приходят в театр. "Своими" мы здесь почувствовали себя быстро, — говорит Анна Власова, которой уже прочат стать новой звездой "Подиума". — Но страшно было! Я Купкину и Сауэра до сих пор на "ты" не могу называть, хотя меня многие заставляют — мол, хватит уже… А я не могу: Светик, Шурочка, но — вы". А "новичку" Екатерине Яценко, наоборот, было просто перейти со всеми на "ты". Даже несмотря на то, что у Ольги Троицкой она когда-то сидела на уроках за партой. Ольге, кстати, не впервой делить сцену с бывшими учениками: когда-то она вела уроки у Сергея Шляконова. А много лет спустя они играли влюбленных. "Я ему сразу сказала: не зови меня по имени-отчеству. И он меня год не называл никак вообще, — вспоминает она. — Я не могу быть здесь "Ольгой Иосифовной", мне будет некомфортно. Мы даже актрису, которой уже за 70, все зовем на "ты". Только режиссера тут так почти никто называть не может". "Новой крови" в "Подиуме" все помогали. "Когда мы с Сашей Артамоновым репетировали, я говорила режиссеру: "Выйди из зала, я ему объясню, что такое играть любовь на сцене", — смеется Светлана Купкина. — Я Сашу просила: "Ну ты меня на пять минут полюби!" — "И как, научили?" — "Ну… до некоторой степени". По крайней мере, тот спектакль собирает полные залы уже третий год. "Чего я делать буду без театра?" Труппа говорит, что взаимопомощь и семейственность — это главное, что есть в "Подиуме". Однажды, пытаясь выстроить какую-то сцену, актеры просидели за ужином четыре часа — и все четыре часа не говорили ни о чем, кроме театра. Когда есть такое желание работать, можно не бояться ляпов. А забытые слова из всех театральных ошибок — самая невинная. Однажды актер опоздал на спектакль, и его отсутствие заметили, только когда занавес уже открылся. В другой раз на сцене партнер Ольги Троицкой случайно выбил ей палец — а потом вправил его прямо за кулисами. А как-то в день сдачи спектакля у нее полностью пропал голос — только к вечеру удалось заговорить с хрипотцой. Все эти маленькие подвиги актеры совершают бесплатно: в "Подиуме" зарплату получают только режиссер, художник и бухгалтер. "Как-то на одном фестивале мы собирались после спектакля, — рассказывает Ольга Троицкая. — Подходит к нам администратор театра и говорит: "То есть вы сами приехали, сами накрасились, оделись, построили сцену, отыграли, все убрали… Зачем я людям деньги плачу?" Владимир Казанджан тоже "и швец, и жнец": он проводит здесь по 12 часов семь дней в неделю. "Я и сцену монтирую, и билеты продаю, и полы мою, и снег чищу, — говорит он. — Иногда так хочется на волю! Я не имею права даже заболеть. Я моря лет 30 не видел… Но всякий раз, когда приходят такие мысли, думаю: и чего я делать буду без театра? Да мне недели этой свободы хватит, чтобы взвыть и вернуться". Бэлла Волкова

Большой театр маленького города
© ТАСС