Искусство Осетии в центре Москвы
Sputnik, Лев Рыжков Уникальность экспозиции Скажу сразу, что выставка — необычная. Впервые изобразительное искусство и скульптура Осетии представлены в столице России так всеобъемлюще. Надо знать что "Семь монологов" — не столько выставка семи мастеров. Это еще и осетинское искусство в динамике. Более 150 работ отражают развитие осетинского искусства от Сосланбека Едзиева, создававшего свои полотна в одно время с Нико Пиросмани, до новейшего времени. К моменту торжественного открытия выставочное пространство музея было заполнено людьми. Выставку посетили официальные лица из правительства Республики Южная Осетия, дипломаты из посольства. С удовольствием разглядывал экспонаты бывший президент Северной Осетии Александр Дзасохов. Были художники и их наследники. Живописец Валерий Гобозов, с которым автор этих строк встретился в зале, на выставке не представлен. Но, как признался создатель философских полотен с уклоном в сюрреализм, от зависти речь не заходит. "В настоящий момент меня переполняет гордость за Осетию и за ее искусство", — сказал живописец. Открытие посетили московские ценители искусства. Было много молодежи, детей с родителями. Детям нравились скульптуры Лазаря Гадаева, Дмитрия Томаева и Билара Царикаева, а взрослые вдумчиво разглядывали живописные полотна Хсара Гассиева, Казбека Хетагурова, Риты Хасо. Но наибольший ажиотаж, несомненно, возникал у полотен Сосланбека Едзиева — картин уникальных, большинство из которых в Москве никогда не выставлялись. "Это самая интересная выставка об искусстве Осетии за последние тридцать лет", — сказал автору этих строк Цопан Гассиев, сын великого юго-осетинского мастера Хсара Гассиева. О времени и о вечности По словам кураторов, выставка была задумана очень давно. Первый раз о возможности такого проекта заговорили тридцать лет назад. А вот по-настоящему серьезная работа по формированию экспозиции началась два года назад. На выставке представлены как полотна из коллекции музея Востока, так и произведения искусства из владикавказского художественного музея им. Махарбека Туганова. Часть полотен поступило из частных собраний. "На выставке представлены серьезные, глубокие работы, — сказала куратор выставки Светлана Хромченко. — Это не декоративное искусство. Это очень глубокие, выстраданные произведения. Каждый художник прошел свой путь, не ориентируясь на моду и поверхностные вещи, которые часто заставляют художников изменять своему внутреннему чувству. Именно по сущностному стержню мы отобрали этих мастеров". Примечательно и то, что художники, чьи работы представлены на выставке, никогда не входили в какое-либо одно объединение и не представляли собой одну творческую "тусовку". Работы представлены художественно значимые, дающие понимание об эволюции осетинского искусства за прошедшее столетие. От себя скажу, что посещение именно этой выставки — это не просто разглядывание красивых работ. Полотна и скульптуры размещены очень продуманно: их расположение оказывает воздействие на зрителя, заставляет задуматься о вечном, о человеческом бытии и поисках Бога. "Выставка убедительно подтверждает, что искусство живописи и мастерство скульпторов передается в Осетии из поколения в поколение", — сказал на открытии Александр Дзасохов. А советник посланника республики Южная Осетия Асхар Джиоев сказал корреспонденту Sputnik, что работы отражают историю, культуру и традиции осетинского народа:"Выставка имеет значение как для севера, так и для юга Осетии, — подчеркнул дипломат. — Представлены история, культура и традиции осетинского народа. Авторы принадлежат к разным эпохам, разным поколениям. В этом — ценность сегодняшней выставки. А то, что она проходит в Москве, только подтверждает значимость осетинской культуры".