Музыкальная летопись. Композитор Николай Бирюков о профессии
31 октября в Большом зале Белгородской государственной филармонии состоялся юбилейный творческий вечер известного белгородского композитора, солиста филармонии Николая Бирюкова. О прозвучавших произведениях и о своём творческом кредо для «АиФ-Белгород» рассказал сам Николай Георгиевич. С любовью к Белгородчине Николай Бирюков: Для меня это очень важное событие – впервые за 18 лет жизни в Белгороде мои произведения прозвучали в единой творческой программе. И я очень благодарен руководству филармонии, руководителям двух ведущих коллективов: Рашиту Нигаматуллину – заслуженному деятелю искусств Украины, главному дирижёру симфонического оркестра, и Евгению Алешникову – художественному руководителю филармонии, заслуженному работнику культуры РФ, главному дирижёру оркестра русских народных инструментов. В разные годы Евгений Алексеевич инициировал создание и исполнение практически всех произведений, которые прозвучали во второй части программы. В концерте юбилейного вечера приняли участие лучшие творческие силы филармонии – народный артист РФ Евгений Григорьев, заслуженные артисты РФ Владимир Бойко, Нина Стрижова и Светлана Ломоносова, лауреаты международных конкурсов Наталья Пашун, Михаил Фукалов, Вера Токаева, солист оркестра Александр Баневич, камерный хор (главный дирижёр – Елена Алексеева), симфонический оркестр (дирижёр – Дмитрий Филатов) и оркестр русских народных инструментов (главный дирижёр – Евгений Алешников). Но самое главное – вся программа представлена как некое музыкальное приношение – с любовью к России, её святыням, её великой истории, к легендарному прошлому Белгородского края. – Название программы «Русь далёкая и близкая» – с чем оно связано? – Практически все исполненные произведения так или иначе связаны с Белгородчиной. Симфония-кантата «Будем как солнце» создана на стихи Константина Бальмонта. Эту книгу стихов поэт написал в 1901-1903 годах, когда гостил в родовом имении князей Волконских в селе Сабынино, недалеко от Белгорода. Симфоническая картина «Солнцезвоны» – это как бы восхождение древнего ведического солнца Руси к лучезарному свету Православия. Премьера состоялась 13 июня 2017 года в Белгороде в рамках программы Первого Международного фестиваля карильонной музыки «Белгородский звон». – Одно из самых известных ваших произведений – опера «Белгородский полк», фрагменты из которой также прозвучали в программе – как она создавалась? – Опера-оратория была написана в 2008 году к 300-летию Полтавской битвы в соавторстве с моей женой, композитором Еленой Латыш-Бирюковой. Автором либретто стал известный белгородский историк, профессор, академик Виктор Овчинников. Сюжет оперы непосредственно связан с героической историей нашего края. Опера впервые прозвучала в 2009 году наVII Международном фестивале славянской культуры «Хотмыжская осень». Погружение в эпохи – Какие ещё произведения вам особенно дороги? – Во втором отделении концерта оркестр русских народных инструментов исполнил «Скоморошину» – это произведение было представлено в Ельце и Липецке в 2013 году на первом Всероссийском фестивале-конкурсе композиторов, посвященном 100-летию со дня рождения Тихона Хренникова. «Скоморошина» завоевала там первую премию, после чего её исполнили уже пять оркестров в России, в том числе такой известный коллектив, как академический оркестр русских народных инструментов им. Н. Н. Некрасова. Произведение прозвучало на Международном фестивале «Московская осень – 2016», дважды было исполнено на Всероссийском фестивале «Музыка России» в Российской академии музыки им. Гнесиных (Москва). Премьерное исполнение принадлежит оркестру русских народных инструментов Белгородской государственной филармонии, инструментовка Александра Бутурлакина. Ещё одно сочинение – сюита «Сказ о Белогорочке», написанная по мотивам произведения белгородского писателя Вячеслава Колесника. Это сочинение адресовано юному поколению слушателей. Состоялось более 60 концертов во всех 22 районах Белгородской области– мы возвратили детям сказку именно о нашей Белгородчине. Это произведение в 2016 году стало лауреатом премии «Прохоровское поле». Нельзя не сказать и о песне-гимне «Три поля России» на стихи известного белгородского поэта Владимира Молчанова. Андрей Константинович Батурин, председатель международного фестиваля-конкурса национальной патриотической песни «Красная гвоздика», выдвинул на конкурс эту песню, и она произвела очень сильное впечатление, была включена в программу празднования Дня Победы на Красной площади и прозвучала на сцене Колонного зала Дома Союзов. Я очень люблю нашу белгородскую землю – у неё такая богатая история. Я в своем творчестве как бы погружаюсь в различные эпохи и времена, пишу своеобразную музыкальную летопись – тут и древняя Русь, и Засечная черта, и Полтавская битва, Петровская эпоха, и ХХ век, Великое танковое сражение под Прохоровкой. Самое главное сегодня для творческого человека, я считаю, – сказать, что Русь жива, что живы её традиции, её истоки! Великий композитор ХХ века Георгий Свиридов писал, что традиции – это не есть что-то застывшее, они должны развиваться. О музыке и современности – Николай Георгиевич, думаю, никто не станет отрицать, что сегодня, особенно среди молодёжи, классическая и народная музыка, мягко говоря, непопулярны? – То, что молодёжь увлекается, прежде всего, англоязычной музыкой, забывая нашу отечественную традицию, наших прекрасных писателей и поэтов, наших философов, не говоря уже о вере, которая вообще должна держать, скреплять всю жизнь, – разве это не трагедия? Но знаете, когда был фестиваль карильонной музыки, на него пришли слушатели разного возраста, была и молодёжь. И когда для них прозвучали «Солнцезвоны», они устроили овацию, чем я был просто потрясён и покорён! Значит, эта новая музыка была ими услышана и принята, несмотря на звучащую повсеместно массовую культуру с её модными «попсовыми» ритмами. Музыка должна оставаться в сердце, она должна не разрушать, а наполнять и развивать душу человеческую – в этом моё творческое кредо. При этом музыка должна отражать современность. Вспомните знаменитое свиридовское «Время, вперёд!» – оно написано в шестидесятые годы ХХ века, а будоражит сознание до сих пор, потому что это символ эпохи, не только той, но и нынешней. К сожалению, моё поколение и те, кто моложе на 10-15 лет, совершенно выпали из музыкальной орбиты традиций из-за музыкального нигилизма и атеизма. Музыка превратилась для них в эксперимент ради эксперимента. Но надо ведь понимать, что мы живём не в Москве и не в Питере, где есть свой определённый круг слушателей, готовых к восприятию этой сложной современной музыки, – мы живём в сердцевине России и должны писать такую музыку, которая будет доступна для понимания, но не примитивна в изложении мысли и глубины содержания. Сегодня надо создавать новую русскую музыку, которая опирается на прекрасные отечественные музыкальные традиции. Мелодия – это душа музыки, об этом писали и Глинка, и Свиридов, и он же говорил, что нужно опять вернуться к мелодичности. И сейчас пришло новое поколение молодых композиторов, которые понимают это, – а я понял это ещё 30 лет назад. Моя эстетическая позиция сложилась ещё с момента поступления в консерваторию, и там мы познакомились с Еленой Юрьевной, моим творческим соратником. Нашим учителем был выдающийся музыкант, композитор, профессор Николай Иванович Пейко – и он всегда нас поддерживал в наших творческих устремлениях. – Вы не только композитор, но и певец. А ваша дочь Злата тоже поёт? – Поёт и участвует в вокальных конкурсах, и в конкурсе «Наследие» в 2015 году она заняла первое место. – А как она относится к вашей музыке? – Восторженно! Она, видимо, вобрала в себя почитание традиций, она поёт классическую вокальную музыку – Чайковского, Алябьева, Шумана – и в чём-то подражает папе. Мы этому очень рады, потому что в ней видим своё продолжение. – А сама писать не пробует? – Она меня поразила пару раз своими импровизациями – и вокальными, и инструментальными, причём очень смелыми, в духе Прокофьева, но при этом с фольклорными мотивами. Я написал свои первые сибирские музыкальные картины в 16 лет – «Рассвет на речке», «Гуляние на масленице» и «Тройка с бубенчиками» – и это всё были мои детские впечатления, которые отразились в музыке.