Три главные выставки недели

Освоение Севера в картах в Российской государственной библиотеке, коллекция постсоветского отечественного искусства Иосифа Бакштейна в Московском музее современного искусства и вся история коллекции Павла Третьякова в Третьяковской галерее

Три главные выставки недели
© Theartnewspaper.ru

Карты российского Севера: реальность и мифы

Российская государственная библиотека. До 12 февраля

Карты — уникальный выставочный экспонат, ведь, помимо своего утилитарного назначения, они, как правило, еще и полноценное произведение искусства. В чем можно убедиться на выставке в Российской государственной библиотеке. Посвящена она вечно актуальной для страны теме Арктики, всегда вызывающей живейший интерес, что вполне объяснимо: суровый климат, всегда требовавший экстремальных усилий, часто героических, для освоения этой зоны вечной мерзлоты.

Выставка «Карты российского Севера: реальность и мифы» — часть проекта «Освоение Севера. Тысяча лет успеха», инициированного компанией «Норникель» с участием музеев, архивов и библиотек со всей страны — от Кольского полуострова до Таймыра.

В выставку включены рукописные и печатные карты с XVI до XXI века самого разного предназначения (атласы, карты Российского государства и губерний, навигационные и экспедиционные, учебные) из собраний Российской государственной библиотеки и Российской национальной библиотеки и дополнены редкими артефактами из частной коллекции Андрея Кусакина.

Выстроена экспозиция в Ивановском зале библиотеки таким образом, что даже зрителю неискушенному можно проследить по картам всю историю освоения Севера: как постепенно, шаг за шагом, на них появлялись новые очертания побережий, гор и островов, имена первопроходцев Виллема Баренца, Семена Дежнева, Витуса Беринга. Есть здесь и вовсе уникальные экспонаты, как «Чертежная книга Сибири» — самый ранний дошедший до нас отечественный атлас, датируемый 1701 годом, или карта Герарда Меркатора, сделанная им для издания «Атлас, или Космографические рассуждения о сотворении мира и вид сотворенного» 1595 года.

Ее уникальность в том, что это была первая столь подробная карта России, да еще с обозначенным Северным полярным кругом! О мифах же, упомянутых и в названии выставки, рассказывает, например, «Карта полярных стран Азиятскаго и Американскаго материков, составленная по показанию ясновидящих князем Алексеем Долгоруким» середины XIX века, полностью вымышленная. Ну и в красоте всем этим экспонатам не откажешь (старинным, конечно): изящные картуши, морские панорамы, животные, птицы и даже люди.

Институт Очень Современного Искусства Фактически Бакштейн

© Theartnewspaper.ru

Московский музей современного искусства. До 19 ноября

Иосифа Бакштейна вряд ли надо представлять российской арт-среде. Он был основателем и участником практически всех крупных художественных начинаний в постсоветском искусстве. Куратор более 30 выставок, куратор российского павильона Венецианской биеннале (1999), художественный критик, бессменный комиссар нескольких московских биеннале современного искусства (2007–2016), основатель Института проблем современного искусства (ИПСИ) в 1991 году, единственного тогда в России учебного заведения, позволяющего молодым художникам включаться в мировой арт-контекст.

Находясь в самой гуще художественных событий, в тесном и постоянном контакте с его главными участниками, Иосиф Маркович собрал за более чем 30 лет богатейшую коллекцию современного отечественного искусства, фактически полную ее историю. Это уже классики Эрик Булатов, Олег Кулик, Александр Косолапов, Владик Мамышев-Монро, Айдан Салахова, художники следующих поколений, выпускники ИПСИ Анна Желудь, Хаим Сокол, Таус Махачева, Оля Кройтер и другие.

Выставка с иронично-шутливым названием «Институт Очень Современного Искусства Фактически Бакштейн» отсылает к названию работы художника Сергея Мироненко 1992 года (тоже из коллекции) и продолжает серию выставок ММСИ, знакомящих с частными коллекциями отечественных собирателей, и, несомненно, станет одной из самых запомнившихся.

К 125-летию передачи Третьяковской галереи городу Москве

Государственная Третьяковская галерея. До 14 января

Выставки, посвященные истории музеев, бывают не так часто, и, как правило, все они так или иначе привязаны к юбилейным датам. Вот и нынешняя, открывшаяся в Третьяковке, приурочена к очень важному для истории Москвы событию — передаче богатейшей коллекции купца и мецената Павла Третьякова городу вместе с замечательным зданием, где она размещалась.

Собиралась коллекция Третьяковым три десятилетия, и понятно, что почти за каждой картиной, многие из которых вошли в хрестоматию русского искусства, стоит своя история. Кураторы выставки для рассказа о каждой из них придумали небанальный ход: рядом с выбранными 16 произведениями, среди которых «Боярыня Морозова» Василия Сурикова, «После побоища Игоря Святославича с половцами» Виктора Васнецова, «Мокрый луг» Федора Васильева, «Христос в пустыне» Ивана Крамского, которые остаются на своих привычных местах в постоянной экспозиции, установлены специальные стойки-экспликации с подробными историями о том, как создавалась картина, при каких обстоятельствах Третьяков ее приобрел, история экспонирования в музее.

Истории эти порой неожиданно драматичны. У Павла Сергеевича были свои твердые представления об искусстве, свои эстетические предпочтения, часто не совпадающие с общественными, а то и властными. Так, картина Ильи Репина «Иван Грозный и его сын Иван» была запрещена цензурой, и показывать ее в галерее смогли далеко не сразу, под запретом был и ряд картин Николая Ге: они находились в залах, но были завешены коленкором. Были такие, которые не принимала публика и художественные критики. Со всем этим интереснейшим материалом можно познакомиться и в интерактивном режиме с помощью своего мобильного и специального приложения. А можно заранее подготовиться к посещению выставки, ознакомившись со всей историей галереи на специально созданном к юбилейной дате сайте.