Истории
Люди
Вещи
Безумный мир
Места
Тесты
Фото

Три главные выставки недели

Освоение Севера в картах в Российской государственной библиотеке, коллекция постсоветского отечественного искусства в Московском музее современного искусства и вся история коллекции в Третьяковской галерее
Три главные выставки недели
Фото: Theartnewspaper.ruTheartnewspaper.ru
Карты российского Севера: реальность и мифы
Российская государственная библиотека. До 12 февраля
Карты — уникальный выставочный экспонат, ведь, помимо своего утилитарного назначения, они, как правило, еще и полноценное произведение искусства. В чем можно убедиться на выставке в Российской государственной библиотеке. Посвящена она вечно актуальной для страны теме Арктики, всегда вызывающей живейший интерес, что вполне объяснимо: суровый климат, всегда требовавший экстремальных усилий, часто героических, для освоения этой зоны вечной мерзлоты.
Выставка «Карты российского Севера: реальность и мифы» — часть проекта «Освоение Севера. Тысяча лет успеха», инициированного с участием музеев, архивов и библиотек со всей страны — от Кольского полуострова до Таймыра.
В выставку включены рукописные и печатные карты с XVI до XXI века самого разного предназначения (атласы, карты Российского государства и губерний, навигационные и экспедиционные, учебные) из собраний Российской государственной библиотеки и Российской национальной библиотеки и дополнены редкими артефактами из частной коллекции Андрея Кусакина.
Выстроена экспозиция в Ивановском зале библиотеки таким образом, что даже зрителю неискушенному можно проследить по картам всю историю освоения Севера: как постепенно, шаг за шагом, на них появлялись новые очертания побережий, гор и островов, имена первопроходцев Виллема Баренца, Семена Дежнева, Витуса Беринга. Есть здесь и вовсе уникальные экспонаты, как «Чертежная книга Сибири» — самый ранний дошедший до нас отечественный атлас, датируемый 1701 годом, или карта Герарда Меркатора, сделанная им для издания «Атлас, или Космографические рассуждения о сотворении мира и вид сотворенного» 1595 года.
Ее уникальность в том, что это была первая столь подробная карта России, да еще с обозначенным Северным полярным кругом! О мифах же, упомянутых и в названии выставки, рассказывает, например, «Карта полярных стран Азиятскаго и Американскаго материков, составленная по показанию ясновидящих князем Алексеем Долгоруким» середины XIX века, полностью вымышленная. Ну и в красоте всем этим экспонатам не откажешь (старинным, конечно): изящные картуши, морские панорамы, животные, птицы и даже люди.
Институт Очень Современного Искусства Фактически Бакштейн
Theartnewspaper.ru
Московский музей современного искусства. До 19 ноября
Иосифа Бакштейна вряд ли надо представлять российской арт-среде. Он был основателем и участником практически всех крупных художественных начинаний в постсоветском искусстве. Куратор более 30 выставок, куратор российского павильона Венецианской биеннале (1999), художественный критик, бессменный комиссар нескольких московских биеннале современного искусства (2007–2016), основатель Института проблем современного искусства (ИПСИ) в 1991 году, единственного тогда в России учебного заведения, позволяющего молодым художникам включаться в мировой арт-контекст.
Находясь в самой гуще художественных событий, в тесном и постоянном контакте с его главными участниками, Иосиф Маркович собрал за более чем 30 лет богатейшую коллекцию современного отечественного искусства, фактически полную ее историю. Это уже классикив,к,в, Владик Мамышев-Монро,а, художники следующих поколений, выпускники ИПСИь,л,а, Оля Кройтер и другие.
Выставка с иронично-шутливым названием «Институт Очень Современного Искусства Фактически Бакштейн» отсылает к названию работы художникао 1992 года (тоже из коллекции) и продолжает серию выставок ММСИ, знакомящих с частными коллекциями отечественных собирателей, и, несомненно, станет одной из самых запомнившихся.
К 125-летию передачи Третьяковской галереи городу Москве
Государственная Третьяковская галерея. До 14 января
Выставки, посвященные истории музеев, бывают не так часто, и, как правило, все они так или иначе привязаны к юбилейным датам. Вот и нынешняя, открывшаяся в Третьяковке, приурочена к очень важному для истории Москвы событию — передаче богатейшей коллекции купца и мецената Павла Третьякова городу вместе с замечательным зданием, где она размещалась.
Собиралась коллекция Третьяковым три десятилетия, и понятно, что почти за каждой картиной, многие из которых вошли в хрестоматию русского искусства, стоит своя история. Кураторы выставки для рассказа о каждой из них придумали небанальный ход: рядом с выбранными 16 произведениями, среди которых «Боярыня Морозова»а, «После побоища Игоря Святославича с половцами»а, «Мокрый луг» Федора Васильева, «Христос в пустыне»о, которые остаются на своих привычных местах в постоянной экспозиции, установлены специальные стойки-экспликации с подробными историями о том, как создавалась картина, при каких обстоятельствах Третьяков ее приобрел, история экспонирования в музее.
Истории эти порой неожиданно драматичны. У Павла Сергеевича были свои твердые представления об искусстве, свои эстетические предпочтения, часто не совпадающие с общественными, а то и властными. Так, картинаа й и его сын Иван» была запрещена цензурой, и показывать ее в галерее смогли далеко не сразу, под запретом был и ряд картине: они находились в залах, но были завешены коленкором. Были такие, которые не принимала публика и художественные критики. Со всем этим интереснейшим материалом можно познакомиться и в интерактивном режиме с помощью своего мобильного и специального приложения. А можно заранее подготовиться к посещению выставки, ознакомившись со всей историей галереи на специально созданном к юбилейной дате сайте.