Театр теней, или уроки чёрной магии

Отфрид Пройслер (1923-2013) - немецкий писатель, автор сказочной легенды лужицких сербов, западнославянского народа, “Крабат, или легенды Старой мельницы” - для чехов не чужестранец, ибо родился в Северной Богемии. Да и сама фигура Крабата известна и в самой Чехии. Согласно историческим источникам, в XVII веке в Саксонии жил выходец из Хорватии, офицер Йован Шадович. За заслуги, проявленные во время войны с турками, ему было даровано поместье в Больших Зджарах, а в хрониках города Кулов сохранились упоминания о бравом офицере. В них о нём в 1878 году так написал священник: “Народная молва зовет того хорватского офицер Крабатом и называет чародеем”. Позже народные легенды сменяли одна другую, а в образ храброго Йована были добавлены черты народного героя. Так появилась легенда о Крабате, литературно обработанная пером немецкого писателя. Сирота Крабат случайно попадает на мельницу в Козельбрухе, о которой уже давно ходит страшная молва – на ней помимо овса, ячменя и пшеницы мелят ещё “нечто”. На самом же деле мельница оказывается школой чернокнижия, где Мастер преподаёт тайную науку своим двенадцати подмастерьям. Каждую последнюю ночь года кто-то из подмастерьев должен погибнуть, чтобы продлить жизнь Мастеру, затем Мастер снова набирает новичка (чаще всего сироту), и однажды жернова опять начинают молоть не только муку…. Сопротивляться коварному магу и злодею не представляется возможным, лишь только Крабату суждено избавить от смерти себя и своих друзей. Один-единственный способ может положить конец страшным злодеяниям – если девушка, которая полюбит Крабата и попросит Мастера отпустить своего возлюбленного, выдержит испытание. Крабат уже три года отработал на мельнице, ушли в небытие его друзья – Тонда и Михал, сам же Крабат отказался стать учеником Мастера и теперь ему грозит смерть. На помощь приходит Певунья, голос которой юноша уже не раз слышал. Она спасает всех от казалось бы неминуемой гибели. Мастер же не доживёт и до полуночи, а Старая мельница рухнет в пламени. Спектакль режиссёра Якуба Максимова выполнен в мрачных и лаконичных тонах. В глубине камерной сцены самую заметную роль играют тени на белом полотне. На нём – символе смерти – под зловещие звуки движется круг с лицами подмастерьев. Одно из лиц в момент исчезает. Оно и понятно – недалеко от полотна восседает Мастер (Вацлав Чалупа), руководя процессом “работы”. Рядом с ним мы видим Крабата (Бартоломей Веселый). Он единственный живой герой в этой зловещей сказке. Ведь театр теней, его возможности, помогают зрителям воспринять потусторонность – все другие подмастерья находятся за полотном, они лишь и уже тени, или вороньи перья на шесте (в таком образе подмастерья постигали науку чёрной магии), которым не суждено выжить. И только Крабат и его возлюбленная Певунья (Клаудиа Ефтимидисова) – единственные, у которых есть не только тень, но и живой облик, могут спасти товарищей. Ведь только любовь может разрушить любые чары, так, по крайней мере, происходит в сказках.

Театр теней, или уроки чёрной магии
© Ревизор.ru