Войти в почту

Как гений-самоучка Авакян совершил революцию в звукозаписи, или $10 от Армстронга

Среди множества наград музыкального продюсера Джорджа Авакяна одна стоит особняком. Это орден Ленина, которым его наградили в 1990 году – Авакян стал первым американцем, удостоенным этого ордена. Первым и последним – через год страны СССР не стало, и сам орден канул в небытие.Ему исполнилось 98 лет, а он совсем не оставляет впечатления старца, доживающего свой век воспоминаниями. Если у человека в биографии значится годом рождения 1919, одно это подразумевает эпоху. Тем более, если этот человек – Джордж Авакян. Я — легенда: "Араратская" восьмерка Иштоян и его "ноготворный памятник" себе>> Геворг Авакян родился 15 марта 1919 года в Армавире, на Северном Кавказе, в семье армянских беженцев от Геноцида. Его отец Месроп был торговцем коврами. Позже родители вместе с детьми – Геворгом, Арамом и Марией – переехали в Тифлис, а в 1923 году – в Америку, где после недолгих скитаний обосновались в Нью-Йорке. Там Геворг стал уже Джорджем. "Я ведь родился в России, в Армавире. Там всегда жило много армян. В нашей семье не говорили по-русски – только по-армянски. Затем моя семья жила в Тифлисе, мы уехали в Америку, когда мне было четыре. Я вырос на Манхэттене, в Ист-Сайде. Когда подошло время идти в школу, отец сказал мне: "Иди и выучи английский". А в армянской семье отцу не прекословят. Я стал очень много читать. Директором школы был один джентльмен из Британии, он познакомил меня с книгами Конан Дойла, я прочел все рассказы о Шерлоке Холмсе. И к девяти годам проблем с английским у меня уже не было", — рассказывал Джордж Авакян. Джордж окончил школу в Бронксе, а в 1937 поступил в Йель, где специализировался на английской литературе. В университетские годы он и познакомился с музыкой Кинга Оливера, Джелли Ролл Мортона, Луи Армстронга, корифеев джаза нью-орлеанского и чикагского, и влюбился в эту музыку без памяти. Там же, в Йеле, Авакян сошелся с группой молодых энтузиастов, которой руководил Маршалл Стернс, известнейший историк и исследователь джаза. Выбор был сделан, и он был сделан навсегда.Американская музыка в то время переживала золотой век. Многие джазовые гиганты – Луи Армстронг, Дюк Эллингтон, Майлз Дэвис, Дэйв Брубек вместе с представителями новой эпохи классической музыки – Джоном Кейджем, Аланом Ованнесом и другими – раздвигали границы жанров и двигались вперед семимильными шагами. Эти два музыкальных течения встретились и соединились в "джазовой" семье продюсера Джорджа Авакяна и его жены – классической скрипачки Анаит Аджемян. Этот самоучка-новатор произвел революцию и в индустрии звукозаписи. Он начал перевыпускать классические джазовые произведения и по-новому раскрыл концепцию классического джаза. И работа Авакяна в музыкальной индустрии помогла представить миру огромное количество популярных джазовых исполнителей, таких как Майлз Дэвис или Дэйв Брубек. Авакян является и "отцом" Columbia Records. Он представил новый формат LP (долгоиграющие винилы) и поныне остается ведущим специалистом в жанре джаза и другом почти всех известных джазменов. Авакян выпускал альбомы, которые серьезно повлияли на карьерный рост Армстронга и Дюка Эллингтона. В 1960-1961 годах он выпустил диск Bill Haley & His Comets в компании Warner Bros Records, а еще первый альбом Боба Ньюхарта, получивший "Грэмми" за лучший альбом. Переселение армян в Россию, или Что Екатерина II cделала для армянского народа>> Авакян с улыбкой вспоминает, как великий Армстронг заплатил ему 10 долларов за его работу, сказав: "Общение очень важно". Этого Джордж Авакян никогда не забывал. У Авакяна случился и серьезный провал. Он продюсировал гастроли Эдит Пиаф в Америке. Из-за опасений, что американская публика не поймет чисто французского шарма, было решено несколько "американизировать" музыкальную аранжировку песен Пиаф и перевести тексты на английский. В результате турне провалилось, диск, который был выпущен с этими песнями, спросом не пользовался – продано было лишь около сотни экземпляров. Потом, через год с небольшим, Эдит Пиаф покорила-таки Америку тем, что уже не стала экспериментировать и пела так, как это было для нее естественно. "Представляете, сейчас практически не осталось оригиналов этого диска. Каким дураком я был тогда! Купил бы штук сто, и продавал бы сейчас каждый экземпляр с аукциона", – полушутя сказал однажды Авакян.Используя джаз как дипломатический инструмент, Авакян принимал участие во многих международных турах, в том числе в СССР, с Бенни Гудменом. "Я хотел растянуть джаз как можно дальше по всему миру, в том числе вывести его за пределы железного занавеса", – говорил он. Однажды он, отвечая на вопрос о его отношении к "сидящим в советских тюрьмах джазовым исполнителям", выразился в своем духе: "Вероятно, потому, что они играют не так хорошо, как американцы". О гастролях 1962 года в СССР Авакян вспоминает, что билеты на все концерты были распроданы задолго до их начала. Это было первое турне американских джазменов в советскую действительность, и результатом, в частности, стал первый джазовый альбом, записанный в СССР. А позднее Джордж Авакян стал продюсером ставшего популярным по всему миру альбома певицы Татевик Оганесян Listen to My Heart – это фактически первый армянский вокальный альбом в стиле этно-джаза. "Американская мечта" армянского гения: несколько жизней изобретателя Кеонджяна>> В 1998 году он побывал в Ереване, на фестивале джаза. И сегодня, на 99 году жизни, Джордж Авакян продолжает работать, консультировать многих музыкантов – выпустил, например, альбом "блюзовика" и эклектика Doctor John (он, помимо прочего, славен экспериментами по смешиванию психоделического рока с новоорлеанским джазом), где тот исполняет Луи Армстронга. Жизнь, полная любимой работы, продолжается.

Как гений-самоучка Авакян совершил революцию в звукозаписи, или $10 от Армстронга
© Sputnik Армения