Яркий мюзикл фестиваля "Видеть музыку"

Одним из самых ярких событий Второго фестиваля музыкальных театров России "Видеть музыку" стал показ мюзикла "Иосиф и его удивительный плащ снов" на сцене Театра им. Н.И. Сац.

Яркий мюзикл фестиваля "Видеть музыку"
© Ревизор.ru

Спектакль появился в 2015-м, и Россия впервые прикоснулась к творчеству раннего Уэббера, гораздо более известного у нас своими зрелыми, куда более знаменитыми работами. Выбор Брондз по-настоящему счастливый: в этом, по сути, первом значительном произведении британского композитора, том, с которым к нему впервые пришел успех и началось восхождение на музыкальный олимп, уже сразу отчетливо виден талант автора и масштаб дарования. Юный Уэббер не начинает как робкий школьник, лишь нащупывающий свой стиль, свой метод – он сразу творит смело и ярко, а его манера – исключительно индивидуальна и, безусловно, узнаваема. Создатель "Иисуса Христа", "Призрака оперы" и "Кошек" ошарашивает доступностью музыкального языка – щедрым мелодизмом, простотой ритмики, ясностью гармонизации, а также ладностью драматургии и размахом настоящего бродвейского шоу. Фото: Театр "Карамболь"

Продукция "Карамболя" как высококлассное и высокотехнологичное шоу бродвейского типа и воспринимается: проект счастливо сочетает достижения кастинговой системы, когда на постановку привлекаются новые, молодые и талантливые силы, и столь бережно ценимую в России систему репертуарного театра, которая дает уникальный результат именно в ансамбливости, сыгранности, спаянности творящего на сцене соцветия актеров-музыкантов. Впрочем, это не удивительно: и собственный опыт "Карамболя" значителен, и опыт нынешней команды, приобретенный на лицензионных мюзикловых проектах московской компании "Стейдж Энтертейнмент", впечатляет. В спектакле нет и тени от доморощенных потуг на "заморскую птицу" (то есть неродной жанр, освоить который и дотянуть до уровня заокеанских стандартов еще совсем недавно казалось делом немыслимым): он выглядит естественным и органичным, четко выдерживающим стилистику и динамику оригинального мюзикла. Только что поют и говорят по-русски. Автор отечественной версии текстов Алексей Франдетти и он же – режиссер-постановщик спектакля, актуализирует древнюю библейскую притчу об Иосифе Прекрасном, насыщая ее маркерами современности. Тут вам расскажут и про экономический кризис, и про дефицитные продукты, и про антикризисный план: титульный герой – башковитый ветхозаветный еврей, не только хорош собой, но и, как и полагается, чрезвычайно умен и находчив. Фараон доволен талантливым управленцем, весьма рады и зрители в зале – с ними говорят на понятном им языке, эффект узнавания срабатывает на все сто.

Древний Египет, знакомый подавляющему большинству театралов по монументальным декорациям оперы "Аида", предстает в спектакле Франдетти совсем в ином свете – это скорее неоновый псевдо-Египет Лас-Вегаса, динамично поющий и танцующий, блестящий люрексом, сияющий всеми цветами радуги, поражающий диковинными экстравагантными костюмами (от Виктории Севрюковой). Сценография Тимофея Рябушинского гармонично сочетает традиционные египетские элементы и эстетику телевизионного шоу. Из этой парадоксальной сшибки древности и актуальности, стилизации и гламура рождается привлекательный и необычный визуальный образ спектакля, который оказывается интересным в каждую секунду своего бытия. Легкие декорации (преимущественно разноцветные задники) меняются в мгновение ока, позволяя стремительно перемещать героев из ханаанской пустыни во дворец Потифара, из роскошных покоев владыки Египта в мрачную темницу – место заточения Иосифа. Великолепно решен финал спектакля – правда, задуманный исходно самим Уэббером: под попурри из всех прозвучавших в спектакле мелодий, названного композитором "Joseph Megamix", режиссер устраивает на сцене мощное дефиле, когда все участники шоу – от главных персонажей до ребятишек из детской студии "Карамболя" - красуются перед публикой в искрящихся серебряных облачениях.

Динамизм (выраженный, помимо ладно скроенной драматургии спектакля, еще и в продуманной естественности пластики и захватывающих танцевальных номерах от Ирины Кашубы) и актерская достоверность (в спектакле много настоящих артистических удач: Павел Лёвкин – Иосиф, Лина Нова – Рассказчица, Алексей Ньяга – Иуда и др.) – важнейшие компоненты успеха петербургской продукции. Но, помимо этого, мы все же в театре музыкальном, и радует в немалой степени то, что и музыкальный уровень постановки приносит удовлетворение. Сильные молодые голоса солистов, качественный оркестр под управлением Сергея Тарарина, столь же профессиональный хоровой коллектив (да к тому же не только поющий, но и естественно себя чувствующий в стихии мюзикла) дают продукции музыкальную состоятельность, вследствие чего она не воспринимается лишь как шоу-развлечение, но как акт художественного высказывания.