Выставки и спектакли о событиях 1917 года

Некогда главный праздник страны сегодня стал культурным феноменом. На государственном уровне уже, казалось бы, отмечать нечего. Зато в культурном плане столетие Великой Октябрьской революции стало чуть ли не главным арт-событием года.

Выставки и спектакли о событиях 1917 года
© Алексей Беляев-Гинтовт/mmoma.ru Подробнее: https://www.m24.ru/articles/%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0/07112017/151455?utm_source=CopyBuf

"Х" Алексея Беляева-Гинтовта в Московском музее современного искусства на Петровке

Московский музей современного искусства совместно с галереей "Триумф" представляют выставку российского современного художника Алексея Беляева-Гинтовта "Х", в которой будут представлены проекты, созданные им за последние 10 лет. Эстетика автора отсылает к коммунистической пропаганде советского прошлого. Образность Гинтовта сочетает футуристические идеи, отсылающие к проектам авангардистов и советской бумажной архитектуре, с пародированием государственной патриотической риторики и научной фантастикой в духе ретрофутуризма. В экспозиции будут представлены работы, выполненные в традиционных для Гинтовта материала и техниках: холсты с ручной печатью на сусальном золоте дополнят видеоинсталляции, лаковые панели и скульптуры.

"Октябрь" Цая Гоцяна в ГМИИ им. А.С. Пушкина

До 12 ноября в главном здании ГМИИ можно познакомиться с китайским современным искусством: выставка художника Цай Гоцяна "Октябрь", посвященная 100-летию революции 1917 года в России, стала одним из главных событий осени. Работы, представленные в экспозиции, были созданы специально для Пушкинского музея. Это размышления о роли личности отдельного человека в мировой истории, а также о взаимосвязях между личными мечтами и коллективными идеалами. Главная техника Гоцяна – порох, один из главных символов Китая. Именно порох делает каждую из работ Гоцяна уникальной: он лишь создает условия для взрыва, а как уже порох распределится по холсту – дело случая.

© Портал Москва 24/Юлия Иванко

"Некто 1917 в Новой Третьяковке"

Несмотря на название, выставка в Третьяковке получилась совсем не про революцию: в экспозиции нет практически ни одного произведения, которое напрямую было бы связано с событиями 1917 года. Есть классические женские портреты, портреты философов, автопортреты художников, авангардные опыты и даже классические пейзажи, но нет ни одного Ленина на броневике. Когда смотришь на эти работы, создается парадоксальное ощущение того, что все художники жили в каком-то ином измерении, где не было места революциям и Первой мировой. На выставке представлены произведения не только из коллекции музея, но еще из 36 российских и зарубежных собраний, в том числе уникальные работы Малевича из лондонской галереи "Тэйт" и из музея в Кельне, работы Шагала из Центра Помпиду и музея в Тель-Авиве. Также в экспозиции есть работы Константина Коровина, Петра Кончаловского и Ильи Репина – художников, чьи имена никак не ассоциируются с революционно-авангардными настроениями 1917 года.

"Октябрьский переворот" Дмитрия Венкова на "Винзаводе"

На "Винзаводе" открылась персональная выставка лауреата Премии Кандинского Дмитрия Венкова, в рамках которой представлены три видео и серия фотографий, объединенные темой переворота в истории и искусстве. В этих работах художник рассматривает "переворот" как историческое событие и как художественный метод. Центральное видео выставки "Гимны Московии" создано специально к юбилейному циклу "Винзавода" совместно с композитором Александром Маноцковым. В фильме архитектурные стили Москвы сопоставляются с вариациями на тему гимна СССР и России: три эпохи в архитектуре, три гимнические вариации.

Сам художник так говорит о своем проекте: "Поскольку мы живем в перевернутом мире, задача выставки заключается в том, чтобы перевернуть все с ног на голову, поменять местами первых и последних, верхних и нижних, небо и землю, политику и эстетику".

© Дмитрий Венков "Гимны Московии"

Спектакль "Светлый путь. 19.17" в МХТ имени Чехова

1 ноября на сцене МХТ имени Чехова состоялась премьера спектакля "Светлый путь. 19.17", который поставил 25-летний режиссер Александр Молочников. Надо сказать, что режиссер максимально далеко отошел от какой бы то ни было реалистической трактовки событий или попытки их переосмыслить в историческом ключе. Строительство коммунизма для Молочникова не стало ни трагедией, ни героической сагой, а превратилось в фантасмагорию, где Игорь Верник в роли Ленина вместе с Надеждой Крупской и Троцким изобретают секретный элемент – железное сердце, которым заменяют сердце рабочего Макара. Его превращают в машину коммунизма и отправляют на задания по строительству нового политического строя.

Ближайшие показы спектакля состоятся 22 и 26 ноября.

"Октябрь" Эйзенштейна в КАРО 11 "Октябрь"

7 ноября в киноцентре КАРО 11 "Октябрь" покажут отреставрированную копию легендарного фильма Сергея Эйзенштейна "Октябрь" с оригинальной музыкой немецкого композитора и дирижера Эдмунда Майзеля. Это фильм, с которого в десятилетнюю годовщину революции началось сотворение мифа о ней же. Перед показом специалист по творчеству Эйзенштейна и выдающийся ученый Наум Клейман расскажет секретах этой новаторской картины, а главный редактор журнала "Искусство кино" Антон Долин представит новый номер, приуроченный к этой дате, важнейшей для современной истории России и мира.