Спектакль по произведениям Михаила Жванецкого презентовали в Москве
Во вторник, 7 ноября, на сцене столичного «Ленкома» Академический драматический театр им. В. Ф. Комиссаржевской из Санкт-Петербурга представил московскому зрителю новый спектакль «В осколках собственного счастья» по произведениям Михаила Жванецкого. Спектакль по прозе Жванецкого — это сиюминутное, точное, емкое и ироничное ощущение писателем того времени, в котором мы живем. Герои постановки режиссера Григория Дитятковского — люди, которых мы ежедневно встречаем в вагонах электрички и метро, за столиком уютного кафе и в супермаркете за углом, на улице или в офисе, где работаем. Это наши соседи по лестничной клетке — добрые, смешные, нелепые, глупые, хитроватые, философствующие, угрюмые, злящиеся. Это — все мы вместе и каждый из нас в отдельности. Михаил Жванецкий — писатель интеллектуальный, в нюансы его произведений хочется прежде всего вслушиваться. И похоже, главным принципом Григория Дитятковского, работавшего над постановкой, был девиз «Не навреди!» Его режиссура, как и сценография Владимира Фирера, максимально аскетична. На сцене — стол, девять стульев, пианино и... колокол. И все это — на фоне стилизованного абстрактного современного города. В неком театре которого на репетицию собираются музыканты оркестра. У каждого из них свои история, обстоятельства, характер. Они проходят по залу, идут мимо нас и поднимаются на сцену. Вот, например, виолончелист (заслуженный артист России Михаил Самочко) — человек — «вечное ожидание». Ему шестьдесят пять лет, из которых он лет пятнадцать провел в бюрократических очередях (какая знакомая ситуация, не правда ли!). Двадцать пять лет ушло на сон, семнадцать пришлись на детские годы, и только восемь — на настоящую, полнокровную жизнь. Вспышка фотоаппарата фиксирует этот знакомый нам типаж, и он уступает место следующему. «Мама, — восклицает инфантильный переросток (актер Руслан Мещанов), — мне нужна женщина!» Мама покорно несется в одесский порт договариваться с понравившейся ей (маме!) девицей нетяжелого поведения. Одна встреча, другая — и вот мама уже в больнице, папа — в отъезде, а молодая пара прочно и, судя по всему, навсегда обосновалась в родительской квартире. И ведь не выгонишь родное дитятко на улицу! А вот — еще один персонаж, размышляющий в толпе философ: «Критиковать нашу жизнь может только человек слабого ума». Потому что чего в нашей жизни не должно быть, знает каждый. И то, что должно быть — знают все. А как осуществить переход, не знает никто. Так, может, надо все оставить в покое? Тогда, возможно, организм соберет себя сам и медленно начнет совершенствоваться? Новые герои появляются и исчезают за стилизованными городскими стенами. Здесь и женщина, которая никак не может смириться с тем, что ее курортный роман закончился. И дама, запутавшаяся в очередном любовном треугольнике. И гражданин, с утра взвинчивающий в транспорте всех, потому что вчера перепил. И актриса, не сумевшая купить молока детям. И стареющий ловелас, навечно обреченный на роман «пожилого с юной». Все это — размышление о том, как и с кем мы живем, как переоцениваем историю страны. О том, что является главным, и о таких раздражающих сегодня понятиях, как совесть, честь, честность и скромность. О том, как выжить в эпоху тотального невежества. И как так случилось, что поголовно все превратились в безответственных менеджеров среднего звена? В спектакле заняты замечательные и очень яркие артисты: Георгий Корольчук, Ефим Каменецкий, Ольга Белявская, Евгения Игумнова,__ ПРЯМАЯ РЕЧЬ Михаил Швыдкой, театральный критик: - Приезд Театра имени В. Ф. Комиссаржевской в Москву в год своего 75-летнего юбилея — подарок всем нам. Иногда кажется, что Жванецкого поставить в театре невозможно, потому что стиль Жванецкого — это еще и его собственные интонации, его голос. Но на самом деле тексты живут и отдельно от автора. Трудно поверить, но это так. Он писатель, а значит, его тексты возможны для интерпретации. И вот сегодня мы видим то, что можно с помощью театральных фантазий и чутьчуть отстраненной игры с текстом, но не в текст, сделать любопытное театральное зрелище. Которое, в общем, создает и объем его размышлений. Я думаю, что в этом смысле спектакль Григория Дитятковского — это очень деликатное прочтение, аккуратное и осторожное прочтение, одновременно и грустное, и веселое. И лирическое, что для меня важно. Потому что Жванецкий — все-таки лирик, а не только сатирик. Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!