Театрам дали свободу творчества

В редакции «ВМ» режиссеры обсудили перевод столичных театров на грантовую систему финансирования. Они считают новации положительными, но не знают, как это будет работать.

Театрам дали свободу творчества
© Вечерняя Москва

Власти Москвы в лице мэра Сергея Собянина и главы Департамента культуры Александра Кибовского немало говорили о переводе столичных театров с 2018 года на новую систему финансирования. Так, известно, что в год 82 столичных театра будут поддержаны на общую сумму 9,3 млрд рублей. Из них 8,3 млрд будет выделено именно на творческую, а не хозяйственную составляющую. Кибовский уточнил, что к театрам, по сути, будет предъявлено только одно требование: зарплата работников должна быть не ниже нынешнего среднего уровня в 63 тысячи рублей. Кстати, в столице более 200 различных театров, включая федеральные и частные. Чиновники подчеркнули: система меняется в рамках закона, и она направлена на творческую самостоятельность театров.

— Система пока не заработала, — пояснил зампред комиссии по культуре и массовым коммуникациям Мосгордумы Лев Ланцман. — Но ясно, что деньги, которые нужны для эксплуатации театров ,как выделяли, так и будут выделять. А вот гранты будут выделять с тем, чтобы театр тратил их по своему разумению. Либо на увеличение числа спектаклей, либо, наоборот, на две-три постановки, которые взорвут театральный мир.

Со следующего года деньги, около 20 процентов суммы, наконец получат те театры, которые недополучали ранее и которым необходимо это финансирование, чтобы улучшить свою программу. Это не самые большие, но значимые московские театры.

— Разница между грантами и существующими сейчас субсидиями в том, что субсидии имеют целевое назначение, — пояснил худрук Московского драмтеатра им. Пушкина Евгений Писарев. — Когда приходили субсидии, существовало четкое государственное задание: сколько должно быть выпущено спектаклей, обслужено зрителей, выпущено премьер.

Это все — госзадание, как и такие мероприятия, как «Ночь театров». Теперь это отменяют, единственное, что, как я слышал, останется, участие в трех мероприятиях: День Победы, «Ночь искусств» и День города. Никакого минимума заданий не остается.

То есть если мы не хотим в этом году выпускать спектакли, а готовим серьезную постановку на следующий год, мы можем себе это позволить.

Просто система финансирования изменилась, гранты получат все.

Кстати, Писарев признался, что тех денег, которые выделяют на ЖКХ и содержание, им в старом здании Театра Пушкина все равно не хватит на бесконечный ремонт. И он опасается, что вскоре предстоит просить дополнительные немалые деньги на ремонт. Почти у каждого столичного театра есть свои технические проблемы.

Оказалось, что федеральные театры, которых в Москве десять, несколько завидуют столичным: у них такой свободы творчества не полагается.

— Конечно, речь идет о доверии руководителям театров, федералы завидуют — у них этого нет, — считает худрук и режиссер театра «Модерн» Юрий Грымов. — В Москве нет такого, чтобы кто-то сказал «это ставьте, а это не ставьте». Мы самостоятельны. Театр сейчас не может существовать только на бюджетные деньги. Нужны касса, зрители, привлеченные средства.

Без них нет полноценной работы театра, и даже если билеты хорошо продаются, никто не «жирует».

Осторожность проявил режиссер театра и ТВ Владимир Оренов. Он задается, в общем-то, резонными вопросами: какова цель новой системы? По его мнению, теат ры, как «Ленком» или коллеги из Петербурга, должны развивать сторону финансирования через меценатство. Он напомнил — деньги дадут не просто так, через год перед чиновниками необходимо будет отчитаться за расходы. И вот здесь пока неясно: если убирают прежние критерии оценки, то по каким основаниям будут оценивать? Кто будет решать и судить? Какова методология? Режиссеры сошлись во мнении: даже когда новая система станет прозрачна и понятна, бюджетных денег театрам все равно на все не хватит.

А значит, главное — привлекать новых зрителей интересными постановками.

КСТАТИ

Директора Российского академического молодежного театра Софью Апфельбаум задержали по подозрению в мошенничестве в особо крупном размере после допроса в СК. По версии следствия, она в сговоре с режиссером Кириллом Серебренниковым участвовала в хищении из бюджета не менее 68 млн рублей.

Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!