Войти в почту

Море, Ленин, постмодернизм

В Приморской картинной галерее прошла Всероссийская акция, в которой Владивосток участвует в четвёртый раз. Культурное учреждение распахнуло двери для посетителей в тёмное время суток. Основная задача проекта - соединение различных видов искусств на одной площадке, поддержка талантливых художников, музыкантов, поэтов, искусствоведов, творческих единиц и коллективов. Главные темы, которые раскрыли перед зрителями в «Ночь искусств», посвящены году экологии и 100-летию революции. Проект украсили нескучные лектории, привлекающие внимание авторским подходом, возможностью свободного общения. На творческой волне В этом году о проведении акции объявили два филиала галереи - на Алеуской и Партизанском проспекте. Московские кураторы обозначили две темы - год экологии и век революции в стране. В одних залах царил маринизм, в других социалистический реализм и постмодернизм. Оживить живописные полотна вызвались лекторы, историки, краеведы, музыканты. О морской и революционной стихии говорили, спорили и пели там, где положено не шуметь, ходить на цыпочках и ни к чему не прикасаться. Организаторы вечера на Алеутской, 12 логично связали экологические проблемы всея Руси с живописью художников-маринистов. Неслучайно в центре выставочного зала - одно из масштабных полотен Ивана Айвазовского «Восход солнца на Чёрном море». В постоянной экспозиции присутствуют работы других маринистов - Поленова, Судковского, Лагорио и др. Посетители были приятно удивлены, обнаружив картины Кирилла Шебеко, Анатолия Телешова, Ивана Рыбачука. Живопись приморских маринистов с их особым художественным почерком, всегда притягивает любителей искусства. Именно вокруг этих работ и строились лекции научных сотрудников: «Море в творчестве приморских художников» Марины Соболевой и «Корабли как художественный образ в живописи» Антонины Мельниковой. Завершилась программа камерным концертом «Здесь хорошо», в исполнении певицы, преподавателя Дальневосточного института искусств Анны Проскуряковой прозвучали романсы Рахманинова. Аккомпанировал заслуженный артист РФ Леонид Букин. Музыкальный колорит импрессионизма гармонично вплетался в атмосферу просторной светской гостиной, где любовались живописью, слушали классику и беседовали на вечные темы. Редкие картины «Даёшь революцию в искусстве!» - выставка под таким названием стала главным акцентом «Ночи искусств» в филиале Приморской картинной галереи на Партизанском проспекте, 12. Экспозиция поделена на три части - лениниана, постмодернизм и революционные сюжеты. Раньше без ленинских работ полноценным художником было стать невозможно. «За Ленина» ставили зачёты, выдавали дипломы, принимали в члены Союза. Главное достоинство работ - отточенный профессионализм. В экспозиции выставки - эталонный для советской эпохи «Портрет Ленина» Исаака Бродского, картины Николая Жукова, изображавшего вождя в неформальной обстановке - за письменным столом, на концерте и на отдыхе в Горках. Хранятся в фондах и ленинские образы приморских мастеров кисти, в частности, Кирилла Шебеко и Валентина Чеботарёва. Искусствовед Наталья Левданская советует приходить на выставку семьями их разных поколений: «тем, кто вырос во времена СССР, и тем, кто и понятия не имеет, как тогда жили. Выставка позволит им сблизиться, понять друг друга». На выставке широко представлено творчество художников, преданных историко-революционной теме. Это картины Василия Бочанцева «Владивосток. 25 октября 1922 года» и Кирилла Шебеко «Первый патруль на Чукотке», гравюра Валентина Чеботарёва «Жизнь Сергея Лазо» и другие. Специально к выставке отреставрирована и впервые экспонируется великолепная многофигурная жанровая композиция «Освобождение Приморья» Александра Гуляева и другие. В «Ночь искусств» на выставке было оживлённо, словно на конспиративном собрании большевиков. Краеведы, историки и просто любопытные граждане заслушали доклады о том, как ровно сто лет назад встретил революцию Владивосток. Несправедливо вычеркнуть из великой эпохи художников постмодернистов. Организаторам выставки удалось показать разнообразные стили этого направления. Это и работы яркого представителя русского авангарда Ивана Клюна (Клюнкова), творящего в жанре супрематизма Малевича, где властвовали чистые цвета и математическая точность расположения фигур на листе. И снова показаны редко экспонируемые произведения. Тех, кто в надежде переждать беспорядки бежал во Владивосток после революции и на какое-то время включился в местный художественный процесс. И тех, кого здесь никогда не было. Фото с места событий КСТАТИ В прошлом изображения Ленина - на картинах и плакатах, в памятниках и бюстах встречались на каждом шагу. Вождь революции советским людям сильно примелькался, Сегодня забытые образы Ильича, созданные адептами живописи соцреализма, вновь свежи, интересны и помогают объективно оценить пережитое в советские годы с высоты пройдённых лет.

Море, Ленин, постмодернизм
© АиФ-Владивосток