Павел Курочкин: «Театр, выросший в городе, должен откликнуться на его важные события»

Премьера спектакля о Зеленограде «Белки, сосны, микросхемы» в «Ведогонь-театре» состоится 18 и 19 ноября. О новом спектакле рассказал художественный руководитель «Ведогонь-театра», режиссер-постановщик Павел Курочкин. – Когда и почему возникла идея создания такой постановки? – Идея спектакля о городе возникла у меня довольно давно, года три назад. Театр, выросший в городе, должен так или иначе откликнуться на важные события, которые в нем происходят. В данном случае я, конечно, имею в виду 60-летие Зеленограда. Но делать просто «датское мероприятие», какую-то программу не хотелось. Откликнуться спектаклем – вот какая возникла у меня мысль – спектаклем о городе, в котором мы попытались бы понять и рассказать, что такое Зеленоград с нашей точки зрения. Мне кажется, что это интересная тема. Когда коллеги в театре узнавали об идее такого спектакля, с удовольствием подключались и старались в меру сил и возможностей внести свой вклад в это дело. – Для артистов такая работа в новинку? – У нас был похожий опыт работы над документальным материалом – спектакль «То-о праздничек был». Однако тот материал мы все же собирали не сами. А вот таким образом работали впервые: частично материал собирали и сами артисты, есть здесь и их собственные истории, ведь они тоже жители города, тоже персонажи спектакля. – Замысел и его воплощение соответствуют друг другу? – Если говорить о первоначальном замысле, сейчас, конечно, мы далеко от него ушли. В какой-то момент стало понятно, чтобы собранный на тот момент небольшой материал преобразовать в драматургическое произведение, необходимо участие драматурга. Так что я занялся его поисками. И где-то в начале года в работу включилась Екатерина Бондаренко. Это, конечно, многое привнесло в спектакль, многое в этой работе определило. – Екатерина Бондаренко раньше никогда не была в Зеленограде, не знала его истории, жизни… Пригласить постороннего человека – сознательное решение? – Это было одной из задач – привлечь человека со стороны. Все мы, находясь внутри этой истории, не замечаем каких-то вещей, многое кажется нам привычным и понятным. Поэтому важен был именно взгляд со стороны. Он придает объем: с одной стороны – реальные документальные рассказы, наше знание города, понимание его, а с другой – взгляд постороннего человека, который с Зеленоградом не знаком. И вот он начинает его узнавать, открывать для себя этот город, погружаться в его историю и сегодняшний день, знакомиться с людьми… У него возникает какое-то впечатление. Это важно, за этим интересно наблюдать: как место, которое было для человека никаким, вдруг становится каким-то. – Почему такой сложносоставной жанр: «документальный спектакль с элементами фантастики»? – Наверное, одной реальности просто не хватает, чтобы выразить все, что хотелось. Поэтому и возникла фантастика: от людей, от материала, от атмосферы… Это не просто документальный спектакль, есть здесь какая-то мистика, фантастика, чудеса и странности – то, что увидел в городе драматург. Ведь отбором материала она занималась. На самом деле, такое определение жанра очень важно. Еще когда только возникла идея спектакля, и я публично о ней объявил, то, конечно, у многих сложилось ложное представление, что это будет спектакль об истории Зеленограда, его создании. Эти мотивы, безусловно, есть. Но это не главное: мы не биографию города рассказываем, мы пытаемся создать некий образ, миф города, передать его атмосферу через характеры, ситуации, конкретных людей. – Не менее загадочно звучит название… – Хотелось, чтобы в спектакле не было излишнего пафоса, чтобы он был живым, веселым, озорным. То же и в названии: «Белки, сосны, микросхемы» – что-то веселое и легкое. И это очень важно, мне кажется, для молодого города: никакой ложной значительности, надувания щек. При этом все может быть ведь и очень серьезным: и белки, и сосны, и микросхемы… – Еще одна особенность спектакля – присутствие хора. Что это такое? – Само понятие хора как понятие театральное отсылает нас к античной драме. И мне кажется, что наличие такого персонажа с глубокими театральными корнями в спектакле о городе необходимо. Но при этом хор в жизни Зеленограда – это тоже тема. – Спектакль будет интересен постороннему зрителю, не зеленоградцу? – Задача такая была. Когда мы обсуждали замысел с драматургом, говорили о том, что спектакль не должен получиться «внутренним». И даже человек, с городом не знакомый, должен что-то понять про Зеленоград, узнать его. Посмотрим, что в итоге получится, и как будет реагировать зритель. – Не боитесь, что в отрыве от даты спектакль не будет востребован? – Посмотрим… Хотя, на самом деле, формально к 60-летию Зеленограда сам спектакль никакого отношения не имеет. Он не юбилейный. И задумывался и создавался, как спектакль просто о городе, вне зависимости 60 ли ему лет или 62… Это спектакль о городе, в котором мы живем, работаем, многие из нас здесь родились и выросли, на наших глазах он развивался, менялся. И хотя все мы по-разному относимся к этому месту, каждому, кто создает спектакль, оно небезразлично. Анастасия Чернышова, фото Алины Паскеевой А в преддверии премьеры спектакля «Белки, сосны, микросхемы» в новом зале «Ведогонь-театра» журналистам Зеленограда рассказали о скорой премьере. «Ведогонь-театр» подготовил очень интересный, документальный спектакль с элементами фантастики о городе и его жителях. Пьеса «Белки, сосны, микросхемы» была написана специально для театра драматургом Екатериной Бондаренко. Она основывалась на интервью с жителями города, выслушала множество реальных историй и пересказанных городских легенд, школьных сочинений и воспоминаний. Сейчас идет завершающий этап работы над задуманным много лет назад спектаклем о нашем любимом городе. Драматург провела большую работу при подготовке пьесы. Она довольно долго жила в Зеленограде, общалась с самыми разными его жителями, и кроме живых наблюдений опиралась на такие книги, как «Зеленая ветвь Москвы», изучала экспонаты местного музея, газеты и КВН, начиная с 90-х годов, материалы СМИ и интернета с 60-х до «нулевых» годов. Автор пьесы прокомментировала работу так: «Я никогда раньше не была в городе и нахожусь под большим впечатлением от работы и от Зеленограда. Это город-сообщество, город внутри мегаполиса, город-парадокс. Он является Москвой, и является отдельным городом, является наукоградом, и не является наукоградом – какая-то уникальная история! Ты москвич, но вот ты выходишь – перед тобой лес, белки, сосны… Мне бы очень хотелось здесь жить. И наш спектакль создан как бы на экспорт и на импорт…Он должен быть интересен любому зрителю. Мы тщательно собирали фактуру и постарались ни в чем зрителю не соврать. Здесь использовались реальные интервью, но в спектакле не только они и монологи, а использованы разные приемы». Павел Курочкин, режиссер-постановщик заявил: «Наш театр таким образом откликнулся на юбилей родного города, и я думаю, что спектакль – важное событие и в истории Зеленограда, и в истории театра. Нам важно поделиться своим отношением к городу. Я здесь родился, прожил всю жизнь и хочу интересно рассказать всем зрителям об атмосфере Зеленограда, его традициях, людях. Хотел показать, как он нам дорог, и попытаться понять, что же такое Зеленоград…» Будем надеяться, что попытка показать дух, мифы современного Зеленограда, его исторических персонажей, показать средствами театральной сцены мечты и чаяния обычных горожан – наших соседей у творческого коллектива театра окажется успешной. Евгений Малякин

Павел Курочкин: «Театр, выросший в городе, должен откликнуться на его важные события»
© Префектура Зеленоградского административного округа