.sp38_header__block { position: relative; z-index: 1; } .sp38_header__block::before { background: url(/CorpImages/GBox/00674289.jpg) no-repeat center; background-size: cover; content: ""; z-index: -3; position: absolute; top: 0; right: 0; bottom: 0; left: 0; } .sp38_header__block::after { background: rgba(0, 0, 0, .3); content: ""; display: block; z-index: -1; position: absolute; top: 0; right: 0; bottom: 0; left: 0; } .sp38_mainheader { font: 36px/32px Georgia, serif; color: #FFF; padding: 25px 45px 45px; } .sp38_intro { background: rgba(0, 0, 0, .5); padding: 25px 240px 25px 45px; color: #FFF; font: 16px/1.333 Georgia, serif; } .sp_38_text__block { width: calc(100% - 330px); position: relative; } .sp_38_block_header { position: absolute; z-index: 1; top: 30px; left: 0; right: 0; } .sp38_text_header { background-color: rgba(0, 0, 0, 1); color: #FFF; font: 16px/1 Georgia, serif; text-transform: uppercase; padding: 8px 0 6px 45px; } .sp38_text_author { padding: 4px 0 2px 45px; font: 16px Georgia, serif; color: #CCC; } .fig-caption { font: 14px/1 Georgia, serif; color: #999; margin: 10px 0 0 45px; text-align: left; } .b-article__text { color: #333; font: 16px/24px Georgia, serif; margin-top: 1em; margin-bottom: 1em; cursor: text; padding-left: 45px; } .document_inner_title { font: bold 18px/24px Georgia, serif; } .revolution_icon::before { content: ""; display: block; width: 30px; height: 30px; background: url(/ISSUES.PHOTO/WEEKEND/2017/038/revolution_ico.jpeg) no-repeat top center; position: absolute; left: 0; margin-top: -3px; } .revolution_icon { position: absolute; left: 0; } .sp_38_text__block blockquote { margin-top: 1.5em; margin-bottom: 2em; padding: 1em 1em 1em 2em; margin-left: 45px; cursor: text; border-top: 3px solid #000; color: #333; font: bold 16px/24px Georgia, serif; } .sp38_header__block .big .wrap::before, .additions .wrap::before, .photo-credits::before { content: '\A'; white-space: pre; } .sp38_header__block .big { font: 50px/40px Georgia, serif; padding: 25px 45px 200px; } .sp38_header__block .inverse { background: rgba(255, 255, 255, .6); padding: 15px 15px 15px 45px; color: #333; font: 16px/1.333 Georgia, serif; } .sixteen-nine { position: relative; display: block; margin-bottom: 36px; } .sixteen-nine:before { display: block; content: ""; width: 100%; padding-top: 56.25%; } .sixteen-nine > .photo { position: absolute; top: 0; left: 0; right: 0; bottom: 0; } .sixteen-nine > .photo img { width: auto; height: 100%; margin-left: auto; margin-right: auto; } .text_opening__block { margin-top: 30px; margin-bottom: 30px; } .text_opening__block .sp38_text_author { color: #333; } .opening_title { color: #9E212E; font: 36px/1 Georgia, serif; margin-bottom: 15px; padding: 15px 0 0 45px; } .opening_intro { font: 16px/1.333 Georgia, serif; padding: 0 30px 30px 45px; color: #666; } .text_opening__block .fig-caption { color: #FFF; } .text_opening__block .sp_38_block_header { top: 0; position: relative; } .text_opening__block .sp38_text_header { font: 24px/14px Georgia, serif; } .text_opening__block .sp38_text_author { font: 24px/1 Georgia, serif; } .text_opening__block .sp38_text_header { padding: 14px 0 2px 45px; } .additions { font: 16px/24px Georgia, serif; color: #333; padding: 0px 0px 20px 0px; margin: 0px 0px 0px 0px; } .additions p { padding: 0px 0px 0px 45px; } .additions .additions_header { font: bold 12px Georgia, serif; text-transform: uppercase; color: #fff; padding: 5px 0 5px 45px; margin: 0px 0px 10px 0px; background-color: #a01f2b; } .c03 { background-color: #B4E0DB; } blockquote .open_quote__outdent { margin-left: -.58em; } .b-incut__right { width: 240px; float: right; margin-left: 30px; } .b-incut__right .fig-caption { margin: 10px 0 0 0; } .b-incut__right img { margin-bottom: 10px; } .photo .photo-credits { color: #CCC; } .text_opening__block .photo-credits { color: #E8E8E8 !important; } ХХ век в зеркале своих революций Помимо русской революции, столетие которой сейчас отмечает мир, ХХ век пережил множество других великих революций, изменивших ход истории, наши представления о мире и отношения с ним, условия жизни и способы ее проживания, образ мыслей и иерархию ценностей. Weekend и его авторы отмечают 100-летие Октября 1917-го портретной галереей важнейших революций ХХ века .sp38_menu{float:right; width:0px; display:none;} @media only screen and (min-width: 1200px), not screen { .sp38_menu{float:right; width:330px; display:block;} } .sp38_menu_item{clear:both; display:block;} .sp38_menu_item:hover .sp38_menu_item_pic{display:block; -webkit-transition: .5s ease-in-out; -moz-transition: .5s ease-in-out; -o-transition: .5s ease-in-out; transition: .5s ease-in-out;} .sp38_menu_item:hover .sp38_menu_item_vvodka{display:block; -webkit-transition: .5s ease-in-out; -moz-transition: .5s ease-in-out; -o-transition: .5s ease-in-out; transition: .5s ease-in-out;} .transition {transition: 3s;} .transition-h{max-height: 115px; transition: 0.25s linear;} .transition-h:hover {max-height: 600px; transition: 0.25s linear;} .sp38_menu_item_arrow_l{float:left; font: bold 12px/26px Georgia, serif; color:#fff; width:30px; height:30px; background-color:#a01f2b; text-align:center; overflow:hidden;} .sp38_menu_item_arrow_r{float:left; font: bold 12px/26px Georgia, serif; color:#a01f2b; width:30px; height:30px; background-color:#fff; text-align:center; overflow:hidden;} .sp38_menu_item_name{float:right; font: 11px/30px Georgia, serif; text-transform:uppercase; color:#fff; background-color:#a01f2b; width:270px; padding:0 15px 0 15px;} .sp38_menu_item_title{clear:both; font: 22px/1 Georgia, serif; color:#333; padding:10px 10px 3px 15px; border-left:30px solid #fff;} .sp38_menu_item_author{clear:both; font: 11px/1 Georgia, serif; color:#666; padding:0px 10px 15px 15px; border-left:30px solid #fff;} .sp38_menu_item_vvodka{clear:both; font: 12px/14px Georgia, serif; color:#333; padding:10px 10px 0px 15px; border-left:30px solid #fff;} .sp38_menu_item_more{clear:both; font: bold 12px/14px Georgia, serif; color:#333; padding:10px 10px 20px 0px; text-transform:uppercase;} .sp38_menu_item_pic{border-left:30px solid #fff; padding:0 0 0 15px; display:none;} .sp38_menu_item_pic img{width:270px;} .sp38_menu_item_vvodka{display:none;} .sp38_menu_item_arrow_l{display:none;} .sp38mouseon {display:block;} .sp38this .sp38_menu_item_arrow_l{display:block;} .sp38this .sp38_menu_item_arrow_r{display:none;} .sp38this .sp38_menu_item_pic{display:none;} .sp38this .sp38_menu_item_vvodka{display:none;} .sp38this .sp38_menu_item_title{display:none;} .sp38this .sp38_menu_item_author{display:none;} .sp38this .sp38_menu_item_name{float:right; font: 11px/30px Georgia, serif; text-transform:uppercase; color:#999; background-color:#fff; width:270px; padding:0 15px 0 15px;} .clr00{background-color:#cccccc;} .clr01{background-color:#cfc39f;} .clr02{background-color:#94c5da;} .clr03{background-color:#b5dfda;} .clr04{background-color:#ffbf33;} .clr05{background-color:#eba9a3;} .clr06{background-color:#F7F0B9;} .clr07{background-color:#C6BEC0;} .clr08{background-color:#E7B9A1;} .clr09{background-color:#ABC9C9;} .clr10{background-color:#9BB898;} .clr11{background-color:#C6A6C0;} .clr91{background-color:#40b340;} .clr92{background-color:#d94040;} > Пролог: Призрак революции читать > Революция современного искусства Анна Толстова > Архитектурная революция Упаковка для жизни Григорий Ревзин Среди революций ХХ века архитектурная не из числа главных, но она заметна. Облик человеческих поселений и само понимание дома по ее результатам полностью изменились. У архитектурной революции есть имя — Ле Корбюзье, хотя то, что произошло, проще и обширнее, чем его творчество. Строго говоря, это творчество даже не связано с ней буква,льно. Как архитектор, он остался вполне в традиционной роли гения, занятого созданием одиноких шедевров. Но, как революционер, отменил архитектуру как род деятельности, превратив в продукт промышленного производства. Впрочем, все отцы революции мало совпадают с последствиями восприятия своих идейчитать > Революция социальных сетей Великий уравнитель Юрий Сапрыкин Человек создал компьютерные сети для решения прикладных технических задач, но этот служебный инструмент оказался дверью в параллельную Вселенную. Новые небо и земля, состоящие из строчек программного кода, перестроили самого человекачитать > Революции в физике Теория быстрых и теория малых Андрей Михеенков Главной наукой XX века была, конечно, физика. В 20-30-х годах на это место претендовала было химия, да быстро отступила. Важнейшие технологические достижения века происходят из физики. Если же отвлечься от практических применений, для самой физики, для ее внутренней логики прошедший век тоже был важнейшим. Совершенно неясно, можно ли будет сказать то же самое про XXI век. Пока кажется, что едва личитать > Парижская революция 1968-го Бунт-зрелище Михаил Трофименков С середины 1960-х до середины 1980-х все части света, за исключением Австралии, были охвачены — это не преувеличение и не метафора — всемирной гражданской войной. Десятки национально-освободительных войн, восстаний, городских герилий и контрреволюционных погромов слились, как сказал бы субкоманданте Маркос, в "мировую войну объединенного народа против объединенного правительства". Мятеж парижских студентов в мае 1968-го на фоне этих событий — с участниками которых студенты декларировали антиимпериалистическую солидарность — микроскопический эпизод. Однако же в коллективной памяти человечества он остался символом всемирного пожарачитать > Революция музыкальных аутентистов Чтение звука Сергей Ходнев Смешная эстетская прихоть — а давайте сыграем старинную музыку на старинных инструментах — привела к громадной переоценке ценностей. Не только музыканты стали играть по-другому, но и нам пришлось учиться слышать музыку совсем иначе, чем это делали наши отцы и деды. "Исторически информированное исполнительство" раз и навсегда изменило отношения человечества с историей музыки — а возможно, и не одной только музыкичитать > Сельскохозяйственная революция Путем зерна Андрей Бабицкий Зеленая революция — так принято называть последний переворот в сельском хозяйстве — не имеет конкретных временных рамок, но принято считать, что она тянулась с 1930-х до 1970-х годов. Она была сделана фактически на заказ, на личном энтузиазме людей, не оставивших после себя памятников, и на частные деньги. Она была по-настоящему интернациональной и довольно перманентной — мечта любого революционера. Она, наконец, не была неизбежной в том смысле, что новые производственные силы вступили в конфликт со старыми производственными отношениями. Это была самая мирная, плодотворная и потому незаметная революция на Землечитать > Революция театра Переживание представления Ольга Федянина Театральная революция началась так давно и растянулась так надолго, что ее часто и за революцию-то не считают. Фактор внезапности в ней полностью отсутствует, но это не отменяет того обстоятельства, что театральное событие примерно с IV века до н.э. и примерно до середины XIX века н.э. имело одну эстетическую природу, а позже — другую. За прошедшие полтора века длинная театральная революция, с одной стороны, добилась всего, чего можно было добиться, с другой — ни одно из ее завоеваний до сих пор не перестали оспаривать. Предметом дискуссий остается и хронология, бесспорны в ней, пожалуй, единственная дата и единственный адрес: 14 октября 1898 года, Москва, сад "Эрмитаж"читать > Революция денег Стойло для золотого тельца Дмитрий Бутрин В некотором смысле революция денег — это история мировой цивилизации XX века почти без изъятий. Без нее, видимо, невозможен был полет Гагарина в космос и Холокост, пенициллин и популярная музыка, архитектура XX века и новая медицина, нью-эйдж и феминизм, современный город, всеобщая коммуникационная связность нынешнего века и будущий интернет вещей. И эта история, видимо, не закончена, поскольку последствия революции денег — в первую очередь в социальной сфере — пока только развиваютсячитать > Революция радио- и телевещания Буква, голос и говорящая голова Иван Давыдов Разговор о телевизионной революции удобно начинать с современной российской пропаганды. Над авторами политических шоу принято смеяться, но они вскрыли прием, довели все то, чего до телевизора не было и только в телевизоре сделалось возможным, до совершенства. Или до абсурда. Иногда это синонимычитать > Сексуальная революция Устранение барьеров Михаил Трофименков "Сексуальная революция" ассоциируется со зрелищными проявлениями свободы нравов конца 1960-х годов: от стриптиза, учиненного в невесомости Джейн Фондой в фильме Роже Вадима "Барбарелла", до бродвейского мюзикла "Калькутта", участники которого играли обнаженными. Между тем подобные "египетские ночи" случались во все исторические эпохи. Но ни одна из них не помешала установлению буржуазного патриархата, при котором женщинам и прочим сексуальным меньшинствам отводилась подчиненная роль. И если сексуальная революция действительно победила, то лишь потому, что в бой вступили занудные немецкие профессора, суровые суфражистки и прочие, отнюдь не блистающие "сексапилом" персонажичитать Революция современного искусства Анна Толстова Джозеф Кошут. «Один и три стула», 1965 год Производство истин В 1969 году в лондонском журнале Studio International был опубликован трактат 24-летнего нью-йоркского художника Джозефа Кошута "Искусство после философии". Искусство после "Искусства после философии" стало другим Вначале, конечно, было не слово, а дело — множество художественных жестов, частью осмысленных и намеренных, частью интуитивно-стихийных, которые трудно представить себе в виде единой хореографической партитуры. Ведь в 1960-е искусством, по словам Майкла Арчера, автора едва ли не самой переиздаваемой истории искусства последних 50 лет, стало "все, что угодно". Впрочем, о каком начале может идти речь, когда до сих пор совершенно невозможно договориться, где пролегает рубеж между просто "искусством" и "современным искусством". На этот счет имеются три основные версии, так или иначе связывающие свой проблематичный предмет с рождением последней, самой современной современности. Одна — вполне в духе концепции историка Анри Руссо, провозгласившего рубежом современности "последнюю катастрофу", каковой для нас по-прежнему остается Вторая мировая война,— возводит начало современного искусства к 1945 году, и эта родовая травма, превращая всех зрителей в предстоящих бэконовским "фигурам у подножия распятия", навсегда лишает его "роскоши, покоя и наслаждения". Другая, приравнивая "последнюю современность" к глобализму, ведет отсчет от падения железного занавеса, Берлинской стены и советской империи — искусство, словно апостолы, начаша глаголати иными языки, и это касалось не только средств выражения, но в первую очередь того, что надлежало выразить, проговаривая иные травмы — личной и коллективной идентичности, связанные со страхом тоталитаризма или крахом коммунистической утопии, колониальные и/или постимперские. И наконец, самая популярная версия относит наступление современного искусства к условной "эпохе 1968 года", когда все старые травмы и раны лечили радикальным хирургическим путем: разрыв, отказ, отрицание. Одним из лучших мастеров рубить с плеча оказался Джозеф Кошут. Джозеф Кошут. «Пять слов, написанные оранжевым неоном», 1965 год Джозеф Кошут. «Прислоненное стекло», 1965 год Возможно, сказались революционные гены: среди предков художника по отцовской линии значится Лайош Кошут, лидер Венгерской революции 1848-1849 годов. Возможно, запрос на революцию висел в воздухе. Но все же не каждому студенту-первокурснику, а он только-только начал учиться в нью-йоркской школе визуальных искусств, удается сделать работу, какая войдет во все учебники как концептуалистский манифест: шел 1965 год, ему исполнилось двадцать, работа называлась "Один и три стула". Стул был, так сказать, един в трех лицах: стул как таковой, то есть как обыденная, прозаическая вещь или как реди-мейд, его фотография в натуральную величину и определение слова "стул" в виде увеличенной фотостатической копии параграфа из толкового словаря. Един в трех лицах, един в трех типах знаков по Пирсу, как индекс, икона и символ, един, как едины референт, слово и образ, вернее, вовсе не едины, а, напротив, не сводятся одно к другому, и между зазорами — нет, никакой метафизики, никаких пустот и бездн, лишь разные теории референции у конкурирующих школ внутри лингвистической философии. Он сделал целую серию "Один и три" — ряд аналогичных инсталляций с другими повседневными вещами, лопатой, лампой, молотом, чтобы мысль интерпретатора не заблудилась в ножках стула. Любую работу надлежало делать по инструкции: неизменными были лишь схема расположения элементов в пространстве и словарное определение слова — все остальное, выбор предмета и фотографирование его в выставочном зале, оставалось на усмотрение инсталлятора. Тут можно было бы сказать, что художник, вняв Платону, вознесся в мир чистых идей и не унизил себя ремеслом, если бы художник, который год спустя начнет работать над серией "Искусство как идея как идея", и вовсе редуцированной до словарных фотостатов, не был столь чужд идеализма. Так наступила смерть автора: вся романтическая мифология, обожествляющая личность Творца, его страсти и темперамент, его глаз и руку, движением которой будто бы управляет само Провидение, и в этом смысле Джексон Поллок был последний гений романтизма,— вся романтическая мифология объявлялась логической ошибкой, а выражение "великий художник" — вышедшим из употребления. В тот год он сделал несколько других "лингвистических" работ. Скажем, "Прислоненное стекло": четыре чистых квадратных листа стекла были прислонены к стене, на каждом из них имелось по надписи "чистый", "квадратный", "стекло" и "прислоненный". Или "Пять слов, написанные оранжевым неоном": пять слов — "five words in orange neon" — были действительно написаны оранжевым неоном. Эта намеренная тавтологичность, исключающая из произведения любое чувственное переживание по поводу формы, избавляющая от интерпретационных страданий в связи со смыслом сюжета или мотива, снимающая проблему формы и содержания как таковую, уничтожающая саму возможность эстетического подхода к предмету, оставляла зрителя наедине с голым вопросом "Что есть искусство?". Пожалуй, только один художник до него ставил этот вопрос с такой прямотой и радикальностью — свою первую награду Кошут фактически принял из рук Марселя Дюшана: тот выбрал получателя одного престижного гранта из множества претендентов всего за неделю до смерти — в гроб сходя, благословил. Трактат "Искусство после философии" теоретически обобщил всю эту кошутовскую художественно-лингвистическую практику. 1917 «Фонтан» Марселя Дюшана "Фонтан" -- далеко не первый, но безусловно самый известный из реди-мейдов Марселя Дюшана. Писсуар, названный "Фонтаном" и подписанный "R. Mutt", послан на первую ежегодную выставку нью-йоркского Общества независимых художников и отвергнут выставочным комитетом, хотя по уставу общество обязывалось принимать любые произведения от художников, уплативших членский взнос. Оригинал "Фонтана" утерян -- работа известна по фотографии Альфреда Стиглица, в 1960-е Дюшан выпустил серию ремейков. К тому времени "Фонтан" из типично дадаистской выходки, из остроумной насмешки над американскими "независимыми", стал превращаться в ключевой жест авангарда, поднимающий главные философские вопросы искусства -- о его смысле, автономии и контекстах 1961 статья «Concept Art» Генри Флинта Музыкант, философ, один из активистов "Флюксуса", Генри Флинт изобретает термин "концептуальное искусство" и говорит о его связи с языком: ""Концепт-арт" -- это прежде всего такое искусство, материалом которого являются "концепты", как, например, материалом музыки является звук. Поскольку "концепты" тесно связаны с языком, концепт-арт -- это такой род искусства, чьим материалом служит язык" 1963 «Фонтан» Роберта Морриса Цинковое ведро на деревянной балке -- Роберт Моррис, один из пионеров концептуального искусства, экспериментатор в области саунд-арта, ленд-арта и перформанса, делает иронический оммаж Марселю Дюшану: Дюшан становится кумиром поколения художников, пришедшего на смену поп-арту 1966 «Автопортрет в виде фонтана» Брюса Наумана Еще один иронической оммаж Марселю Дюшану: представая в образе фонтанной статуи, извергающей струю воды изо рта, Брюс Науман, с одной стороны, высмеивает романтическую концепцию художника-гения, изливающего на зрителя поток художественных откровений, а с другой -- сводит визуальный образ к описанию, каким является название работы 1967 манифест «Параграфы о концептуальном искусстве» Сола Левитта "В концептуальном искусстве самый важный аспект произведения -- это идея или концепция. Это означает, что все планы и решения принимаются заранее, а само выполнение является формальностью. Идея становится тем механизмом, который создает искусство. Этот вид искусства не является теоретическим и отнюдь не иллюстрирует некую теорию. Концептуальное искусство интуитивно; оно задействует все типы мыслительной активности; оно бесполезно" 1967 «Aspen 5+6» Брайана О'Догерти Художника и критика Брайана О'Догерти приглашают редактировать очередной номер авангардного журнала Aspen -- он воспринимает это как возможность сделать выставку вне "белого куба" галереи (10 лет спустя он напишет серию статей, составивших книгу "Внутри белого куба"). "Выставка" представляет собой картонный футляр, в который вложены тексты, ноты, пластинки и фильмы на 8-миллиметровой пленке. Среди "экспонентов" -- Марсель Дюшан, Ласло Мохой-Надь, Рихард Хюльзенбек, Самюэл Беккет, Уильям Берроуз, Ален Роб-Грийе, Джон Кейдж, Мортон Фельдман, Мерс Каннингем, Роберт Раушенберг, Сол Левитт, Мел Бохнер. "Экспозицию" предваряет текст Ролана Барта "Смерть автора" -- это была первая публикация знаменитого эссе. Выставка Брайана О'Догерти, несколько опередившая авангардные кураторские эксперименты Сета Сигелауба и Люси Липпард, свидетельствует о факультативности и дематериализации объекта искусства, об отказе от старых ремесленных средств выражения в пользу медиа и технической воспроизводимости 1968 «Музей современного искусства. Отдел орлов» Марселя Бротарса Марсель Бротарс начинает собирать свой "Музей современного искусства": коллекцию всевозможных изображений орлов, какие в Европе с ее имперским прошлым и подсознанием обнаруживаются повсеместно -- от гербов, знамен и картушей географических карт до крышечек пивных бутылок. Каждый экспонат снабжается магриттовским ярлычком "Это не произведение искусства" -- и то верно, тотальным произведением искусства является весь фиктивный музей со всеми его подразделениями. Пародия Бротарса считается одним из первых образцов институциональной критики, говорящей об исчерпанности идеи классического музея 1969 выставка «Когда отношения становятся формой» Харальда Зеемана в бернском Кунстхалле Директор бернского Кунстхалле Харальд Зееман делает выставку, которая подводит итог десятилетию "дематериализации объекта". Экспозиция, объединившая художников "Флюксуса", арте повера, "новых реалистов", ленд-артистов, минималистов и концептуалистов, показывает, что сегодняшнее искусство перестало быть картиной и скульптурой -- оно стало объектом, инсталляцией, звуком, перформансом, жестом или чистой идеей. Выставка скандализирует музейный мир -- Харальд Зееман подает в отставку и превращается в одного из первых независимых кураторов 1971 «Картина-Скульптура» Даниеля Бюрена На Шестой международной выставке в Музее Гуггенхайма Даниель Бюрен выставляет колоссальную "Картину-Скульптуру": огромное полосатое полотнище свисает с потолка, прорезая собой всю гуггенхаймовскую спираль, от купола до пола. Работа, затмившая собой все остальные и подчинившая себе все выставочное пространство, поставила под вопрос нейтральность музея, даже такого авангардного по архитектуре и концепции, как нью-йоркский Гуггенхайм, и предупреждала о печальной зависимости современного искусства от институций. Другие участники выставки, возмущенные тем, что opus magnum Бюрена "перекрикивает" их объекты и инсталляции, требуют убрать "Картину-Скульптуру" -- в их числе, к сожалению, был и Джозеф Кошут, кажется не заметивший реверанса своему главному тексту в бюреновском названии. Работу Бюрена в итоге удаляют -- Сол Левитт, Карл Андре и Марио Мерц отказываются участвовать в выставке в знак солидарности с французским художником .timeline_description_header::after { content: '\A'; white-space: pre; } .timeline_header { font: 16px/1 Georgia, serif; padding: 5px 15px 5px 15px; position: absolute; left: 15px; top: 15px; color: #9E212E; background-color: #FFF; display: block; z-index: 10; } .b-specials_main { position: relative; } .specslider_timeline .b-specials_main::before, .specslider_timeline::before { position: absolute; content: ""; right: 0px; display: block; width: 70px; height: 630px; background-image: linear-gradient(to right, rgba(255, 255, 255, 0), rgba(255, 255, 255, 0.9)100%); z-index: 10; } .specslider_timeline { margin-bottom: 2em; margin-left: 15px; cursor: e-resize; border-top: 1px solid #9E212E; border-bottom: 1px solid #9E212E; } .specslider_timeline h1 { font-size: 22px; font-weight: bold; color: #333; margin-top: 1.2em; top: 0px; position: absolute; z-index: 99; } .specslider_timeline article.b-gallery__item.slider-item { width: 480px; border-left: 1px solid #9E212E; padding-top: 30px; height: 600px; } .specslider_timeline article.b-gallery__dubleitem.slider-item { width: 510px; } .specslider_timeline article.b-gallery__item.slider-item .photo { position: relative; width: 100%; max-width: 240px; height: auto; } .specslider_timeline article.b-gallery__item.slider-item .photo IMG { position: absolute; } .specslider_timeline article.b-gallery__item.slider-item .description { position: relative; color: #333; font-family: Georgia; font-size: 14px; line-height: 1.3em; padding-left: 30px; padding-bottom: 15px; padding-top: 30px; } .specslider_timeline article.b-gallery__item.slider-item .description a { border-bottom: 1px solid #99cccc; color: #337799; } .specslider_timeline article.b-gallery__item.slider-item .description .date { position: relative; display: table; background-color: #fff; padding-right: 10px; margin-bottom: 3px; color: #000; font-size: 16px; font-weight: bold; z-index: 90; } /*.specslider_timeline article.b-gallery__item.slider-item .description:before { content:""; display: block; width: 100%; height: 16px; position: absolute; top: 0; background: url(/ISSUES.PHOTO/CORP/2016/03/11/timeline_arrow.gif) no-repeat; background-position: right; z-index: 10; } .specslider_timeline article.b-gallery__item.slider-item:last-of-type .description:before { content: none; }*/ .specslider_timeline .b-gallery .b-gallery__nav { border-radius: none; transition: none; margin-top: 0px; top: 0; width: 50%; height: 630px; } .specslider_timeline .b-gallery__nav.b-gallery__next.slider-next:hover { opacity: 0; transition: none; } .specslider_timeline .b-gallery__nav.b-gallery__previous.slider-prev:hover { opacity: 0; transition: none; } .specslider_timeline .b-gallery .b-gallery__nav .icon { display: none; } /* @media only screen and (max-width: 979px), not screen { .specslider_timeline { border: none; background: #202020; padding: 30px 0 22px 60px; } .specslider_timeline h1 {color: #f0f0f0;} .specslider_timeline article.b-gallery__item.slider-item .description .date { background-color: #202020; color: #f0f0f0; } .specslider_timeline article.b-gallery__item.slider-item .description { color: #ccc; } .specslider_timeline article.b-gallery__item.slider-item .description a { border-bottom: 1px solid #6699cc; color: #6699cc; } } */ @media only screen and (max-width: 479px), not screen { .specslider_timeline .b-specials_main {float: none;} .specslider_timeline article.b-gallery__dubleitem.slider-item {width: 480px;} .specslider_timeline {padding-top: 0px;} .specslider_timeline h1 {margin-top: 10;} В конце концов, ему было всего 24 года, он, хоть уже два года как преподавал в своей альма-матер, был вчерашний студент, так что трактат, печатавшийся в Studio International частями, будто куски диссертации, посланные научному руководителю для разбора, местами походит на реферат. Писатель сразу вываливает на читателя кучу цитат из классиков аналитической философии и теоретической физики, то и дело признаваясь в любви к Людвигу Витгенштейну и его "Логико-философскому трактату", и, в сущности, по-студенчески прячется за спины авторитетов. Но это чтобы из-за этих авторитетных спин со всем радикализмом молодости возвестить о смерти и воскресении. Нет, не смерти искусства — искусство хоронили с самого начала искусства, то есть с того момента, когда на переломе от Высокого Возрождения к маньеризму оно стало осознавать себя чем-то отдельным от прочих форм томления духа. Кошут констатирует смерть философии — всей метафизики, всего континентального, вскормленного туманным немецким идеализмом любомудрия, которое наконец-то отступило перед ясной математической логикой нового мышления, опирающегося на лингвистику и точные науки и столь прекрасного в своей аналитической стройности, что скомпрометированное слово "философия" в его адрес звучит оскорбительно. А вместе со смертью философии отмирают и все ложные и внеположные проблемы, навязанные искусству эстетикой — лишь теперь оно свободно стать самим собой и думать о собственной сути: "Все искусство (после Дюшана) концептуально по своей природе, потому что искусство существует только концептуально. "Ценность" тех или иных художников после Дюшана может определяться тем, насколько они ставили под вопрос природу искусства, иными словами, "что они прибавили к концепции искусства" такого, чего не было до них". Среди ложных вопросов искусства, уводящих его от главного и общего к частностям, был, согласно Кошуту, вопрос о том, что есть живопись и скульптура в своих пределах: все то, над чем так долго бились модернисты-формалисты, объявлялось неактуальным, и "европейская традиция дихотомии живописи и скульптуры" отправлялась на кладбище вместе с континентальной философией. Сегодня может показаться, что Кошут, официально сообщивший о падении самодержавия живописи и скульптуры, воспользовался плодами медийной свободы не столь радикально, как его современники, будь то дрейфующие прочь от общества спектакля ситуационисты во главе с Ги Дебором или же гроза всех американских музеев, институционально-критический Ханс Хааке. Возможно, Кошут-практик со своим тавтологичным, кусающим себя за хвост, как уроборос, "искусство есть искусство" был не настолько революционен, как Кошут-теоретик. Но именно он поведал миру о том, что искусство отныне замещает философию, как некогда философия заместила религию: название трактата можно понимать и как "искусство вместо философии". В самом начале "европейской традиции дихотомии живописи и скульптуры" Леон Баттиста Альберти советовал художникам побольше общаться с философами — Кошут шепнул им на ухо, что учиться мудрости более не у кого и что они сами философы. Философам же — в лице, допустим, Алена Бадью — остается лишь подтверждать, что современное искусство есть производство истины. Приобретения Декларация о независимости искусства от метафизики дала искусству свободу. Свободу выбирать между краской на холсте, нанесенной каким угодно способом, и слепым текстом, отпечатанным на старой машинке, между формой, отлитой в бронзе, и безыскусными предметами, расставленными в пространстве определенным образом, между фото-, кино-, видеокамерой и ксероксом, между танцем на пляже и сценарием перформанса с известным или же открытым финалом. Потери Свобода выбора подразумевает свободу конкуренции — она отменяет все привилегии, какие традиция веками закрепляла за живописью и скульптурой: отныне каждому, кто овладел старым академическим ремеслом, придется доказывать, что на этой школьной, а вовсе не золотой латыни все еще можно высказаться по актуальным вопросам. Еще больше революций — в нашем телеграм-канале Журнал "Коммерсантъ Weekend" №38 от 10.11.2017, стр. 22 Авторы: Анна Толстова Анна Толстова

Производство истин
© Коммерсантъ - Weekend