Павел Курочкин: «Создать в городе театр – идея, воплотить ее в жизнь – дело судьбы»
Художественный руководитель «Ведогонь-театра» Павел Курочкин и его труппа 18 ноября представят премьерный спектакль «Белки, сосны, микросхемы», посвященный 60-летию Зеленограда. Вместе с городом вставал на ноги и сам театр, и его худрук… Сил нет, энергии – фонтан. Ты этого, Борис, не разумеешь, Ты ведай там, как знаешь, государство, Ты в том горазд, а здесь я больше смыслю, Здесь надо ведать сердце человека! Павел Курочкин, 29-летний выпускник Щепкинского театрального училища при Малом театре, создал «Ведогонь-театр» четверть века назад. К царю Федору взбирался по огромным ступеням – тяжелым и воздушным, нереальным и… Взобрался – о чем рассуждать. Спрашиваешь – лоб морщит и смеется, как артист, и суровеет, как режиссер. – Знаете, это верно, когда на колоссальные вещи, которые сделать невозможно, замахиваться нужно по молодости, потому что не знаешь, что немыслимо. Хочу – сделаю. Создать в 90-х тяжелейших годах театр, ставший на закате века профессиональным, дорогого стоит. Сигнал немалого таланта. Государя в спектакле по пьесе А.Толстого «Царь Федор Иоаннович» в свое время сыграл Иннокентий Смоктуновский. Павел Курочкин тот спектакль не видел. А зачем сравниваться, чтобы биться виртуальными мечами? Не-ет, Павел Викторович – театральный «делатель», трепотней не занимается. Причем главный человек в театре, он спокойно склоняет голову перед режиссером конкретной постановки, исполняя в ней роль, как актер. – У счастливых людей есть несколько сверхсобытий, – рассуждал Курочкин. – Царь Федор для меня, счастливого – одно из них. Это очень сложная роль, требующая массы энергии. Однако после спектакля, несмотря на колоссальную усталость, я не ощущаю опустошенности. Напротив, откуда-то берется необыкновенный прилив сил. В первые годы после завершения этого спектакля заходившие ко мне люди с удивлением наблюдали, как я просто летал, что ли, от радости. Допрыгнул – перепрыгнул – оглянулся О художественном руководителе «Ведогонь-театра» написано предостаточно. И как он с детского сада хотел стать актером тоже. А я ищу подковырки. Может, в самом деле Ведогонь-вещий в нем бурлил. Павел Викторович пожимает плечами: не надо «ведогонить» напрасно. Господа-товарищи, читали – видели, сколь корежистыми путями известные люди взбирались по своим ступенькам наверх. Мотался паренек-школьник в Москву из Зеленограда в театральный класс. Ему сочувствовали: что ты, парень, куда нос задрал. Еще чего, думал он, я же хочу. Повезло, конечно, режиссеру предназначение нащупать – далеко не каждому это дается. – Многих людей мы расспрашивали, создавая спектакль «Белки, сосны, микросхемы», разговаривал я и с префектом Анатолием Николаевичем Смирновым. В какой-то момент упомянул о предназначении, и он согласился со мной: удача, если чувствуешь это, следуешь ему. Оно, вероятно, у каждого человека существует, но его надо угадать. Я мог быть просто актером, да. Но создать в городе театр – идея, воплотить ее в жизнь – дело судьбы. Когда в это веришь, и самые трудные ситуации, несмотря на все переживания, воспринимаются иначе. Это спасает, ведет. Я «услышал» свое дело – это удача. О руководителях театров ходят легенды: сатрапы, тираны, деспоты. Понятно – мягкому человеку актерскую когорту слепить сложно. Но не тиранить же? Курочкин всегда полагал, что театр – брак по любви, тонкий мир. Если заниматься пытками, он порвется, и энергия вырабатывается конфликтная. А зримую эфемерность, притягательную рождает именно любовь. – Заставить, приказать можно, очевидно, но мне это не подходит. – А что о вас шепчут актеры, признайтесь. Стукачи-доброжелатели имеются? – А я откуда знаю – вы у них спросите. Я играю в пьесе Мольера «Скупой» Гарпагона, так он как раз спрашивает у своего слуги: «Нельзя ли узнать, что обо мне говорят?». Так вот, лучше не знать. – Скрываете, ладно. А про всякие курьезы на сцене тоже не расскажете, чтобы похихикать? – Ничего смешного в этих курьезах для меня нет. Это каждый раз кошмар! А бывает всякое: на сцене ведь живые люди. Да и техника иногда отказывает – вдруг! Пару раз сложный световой пульт прямо перед спектаклем вырубался! Это ужас – пока наладили, перезагрузили. Зрители стояли, ждали. Все в холодном поту бегают и спасают ситуацию. В театре установлена качественная пожарная сигнализация, оберегающая все здание. А в нем арендует помещение ресторан «Дюшес». Как что-то усиленно начнут жарить – включается сигнализация: «Внимание, пожарная тревога!». Или у нас бывают дымовые эффекты в спектакле. Датчик срабатывает. Это издержки. Ступени Спектакли театра – его ступени. Поставленный в 2006-м «Царь Федор…» – глыба, масштаб. Но была «Квадратура круга», когда много лет ютились в малоприспособленном малом зале бывшего кинотеатра «Эра». Спектакль эту ситуацию обыгрывал: – Слушай, а у нас ничего не осталось от вчерашней колбасы? – Осталось две странички из «Луны с правой стороны»... Или иное восприятие «Вассы» в постановке Анатолия Ледуховского, за которую «Ведогонь-театр» в 2014 г., к удивлению бомонда, получил главную театральную премию страны «Золотая маска» как лучший драматический спектакль малой формы. Спектакль, посвященный родному городу, театр подготовил в преддверии 60-летия Зеленограда. Павел Курочкин пригласил драматурга Екатерину Бондаренко с тем, чтобы она взглянула на город «незамыленным» глазом. Говорила с учеными и студентами, коммерсантами и директорами. – Рассказывая ей о городе, я и сам, прожив в Зеленограде всю жизнь, начинал смотреть на какие-то вещи иначе. Но в действительности этот спектакль – наша попытка понять, что же такое ГОРОД, который вырос на наших глазах. Что он значит для меня, для всех нас – его жителей. П.Курочкину в будущем году исполнится 55 лет. Не возраст нынче, но театр создан, премии завоеваны, звания получены. Дальше? Здра-асте. Уже готов проект капремонта: театр станет комплексом, в пять раз превышающим по площади нынешний. А его нужно наполнить энергией, деятельностью, так что быть или не быть – не вопрос, ответ. Но если «мне кажется, я что-то не так прочел – в глазах моих рябит, прочти ты лучше!», то это театр, действо. Понятно, из царя Федора – формула. Владимир Ратманский