Павел Курочкин: «Создать в городе театр — идея, воплотить ее в жизнь — дело судьбы» 

Павел Курочкин: «Создать в городе театр — идея, воплотить ее в жизнь — дело судьбы»
Фото: Префектура Зеленоградского административного округа
Художественный руководитель «Ведогонь-театра» и его труппа 18 ноября представят премьерный спектакль «Белки, сосны, микросхемы», посвященный 60-летию Зеленограда. Вместе с городом вставал на ноги и сам театр, и его худрук…
Сил нет, энергии — фонтан.
Ты этого, Борис, не разумеешь,
Ты ведай там, как знаешь, государство,
Ты в том горазд, а здесь я больше смыслю,
Здесь надо ведать сердце человека!
Павел Курочкин, 29-летний выпускник Щепкинского театрального училища при Малом театре, создал «Ведогонь-театр» четверть века назад. К царю Федору взбирался по огромным ступеням — тяжелым и воздушным, нереальным и… Взобрался — о чем рассуждать. Спрашиваешь — лоб морщит и смеется, как артист, и суровеет, как режиссер.
— Знаете, это верно, когда на колоссальные вещи, которые сделать невозможно, замахиваться нужно по молодости, потому что не знаешь, что немыслимо. Хочу — сделаю.
Создать в 90-х тяжелейших годах театр, ставший на закате века профессиональным, дорогого стоит. Сигнал немалого таланта.
Государя в спектакле по пьесе А. Толстого «Царь Федор Иоаннович» в свое время сыграл . Павел Курочкин тот спектакль не видел. А зачем сравниваться, чтобы биться виртуальными мечами? Не-ет, Павел Викторович — театральный «делатель», трепотней не занимается. Причем главный человек в театре, он спокойно склоняет голову перед режиссером конкретной постановки, исполняя в ней роль, как актер.
— У счастливых людей есть несколько сверхсобытий, — рассуждал Курочкин. — Царь Федор для меня, счастливого — одно из них. Это очень сложная роль, требующая массы энергии. Однако после спектакля, несмотря на колоссальную усталость, я не ощущаю опустошенности. Напротив, откуда-то берется необыкновенный прилив сил. В первые годы после завершения этого спектакля заходившие ко мне люди с удивлением наблюдали, как я просто летал, что ли, от радости.
Допрыгнул — перепрыгнул — оглянулся
О художественном руководителе «Ведогонь-театра» написано предостаточно. И как он с детского сада хотел стать актером тоже. А я ищу подковырки. Может, в самом деле Ведогонь-вещий в нем бурлил. Павел Викторович пожимает плечами: не надо «ведогонить» напрасно. Господа-товарищи, читали — видели, сколь корежистыми путями известные люди взбирались по своим ступенькам наверх.
Мотался паренек-школьник в Москву из Зеленограда в театральный класс. Ему сочувствовали: что ты, парень, куда нос задрал. Еще чего, думал он, я же хочу. Повезло, конечно, режиссеру предназначение нащупать — далеко не каждому это дается.
— Многих людей мы расспрашивали, создавая спектакль «Белки, сосны, микросхемы», разговаривал я и с префектом . В какой-то момент упомянул о предназначении, и он согласился со мной: удача, если чувствуешь это, следуешь ему.
Оно, вероятно, у каждого человека существует, но его надо угадать. Я мог быть просто актером, да. Но создать в городе театр — идея, воплотить ее в жизнь — дело судьбы. Когда в это веришь, и самые трудные ситуации, несмотря на все переживания, воспринимаются иначе. Это спасает, ведет. Я «услышал» свое дело — это удача.
О руководителях театров ходят легенды: сатрапы, тираны, деспоты. Понятно — мягкому человеку актерскую когорту слепить сложно. Но не тиранить же? Курочкин всегда полагал, что театр — брак по любви, тонкий мир. Если заниматься пытками, он порвется, и энергия вырабатывается конфликтная. А зримую эфемерность, притягательную рождает именно любовь.
— Заставить, приказать можно, очевидно, но мне это не подходит.
— А что о вас шепчут актеры, признайтесь. Стукачи-доброжелатели имеются?
— А я откуда знаю — вы у них спросите. Я играю в пьесе Мольера «Скупой» Гарпагона, так он как раз спрашивает у своего слуги: «Нельзя ли узнать, что обо мне говорят?». Так вот, лучше не знать.
— Скрываете, ладно. А про всякие курьезы на сцене тоже не расскажете, чтобы похихикать?
— Ничего смешного в этих курьезах для меня нет. Это каждый раз кошмар! А бывает всякое: на сцене ведь живые люди. Да и техника иногда отказывает — вдруг! Пару раз сложный световой пульт прямо перед спектаклем вырубался! Это ужас — пока наладили, перезагрузили. Зрители стояли, ждали. Все в холодном поту бегают и спасают ситуацию.
В театре установлена качественная пожарная сигнализация, оберегающая все здание. А в нем арендует помещение ресторан «Дюшес». Как что-то усиленно начнут жарить — включается сигнализация: «Внимание, пожарная тревога!». Или у нас бывают дымовые эффекты в спектакле. Датчик срабатывает. Это издержки.
Ступени
Спектакли театра — его ступени. Поставленный в 2006-м «Царь Федор…» — глыба, масштаб. Но была «Квадратура круга», когда много лет ютились в малоприспособленном малом зале бывшего кино­театра «Эра». Спектакль эту ситуацию обыгрывал:
— Слушай, а у нас ничего не осталось от вчерашней колбасы?
— Осталось две странички из «Луны с правой стороны»…
Или иное восприятие «Вассы» в постановке Анатолия Ледуховского, за которую «Ведогонь-театр» в 2014 г., к удивлению бомонда, получил главную театральную премию страны «Золотая маска» как лучший драматический спектакль малой формы.
Спектакль, посвященный родному городу, театр подготовил в преддверии 60-летия Зеленограда. Павел Курочкин пригласил драматурга с тем, чтобы она взглянула на город «незамыленным» глазом. Говорила с учеными и студентами, коммерсантами и директорами.
— Рассказывая ей о городе, я и сам, прожив в Зеленограде всю жизнь, начинал смотреть на какие-то вещи иначе. Но в действительности этот спектакль — наша попытка понять, что же такое ГОРОД, который вырос на наших глазах. Что он значит для меня, для всех нас — его жителей.
П. Курочкину в будущем году исполнится 55 лет. Не возраст нынче, но театр создан, премии завоеваны, звания получены. Дальше? Здра-асте. Уже готов проект капремонта: театр станет комплексом, в пять раз превышающим по площади нынешний. А его нужно наполнить энергией, деятельностью, так что быть или не быть — не вопрос, ответ. Но если «мне кажется, я что-то не так прочел — в глазах моих рябит, прочти ты лучше!», то это театр, действо. Понятно, из царя Федора — формула.
Владимир Ратманский
Видео дня. Оптическая иллюзия с крутящимся домом попала на видео
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео