Чудеса на скучном месте
Второй сезон в Приморском театре молодёжи с успехом идёт сказочный детектив «Тайна синего конверта», поставленный по пьесе чешского драматурга Карела Чапека. История о благородном почтальоне, написанная в 20-е годы прошлого века входит в Золотой фонд детской классики. Но она больше известна детям советского поколения, а на сцене театра кукол поставлена впервые. Художественный руководитель Виктор Бусаренко считает, что родители несколько недооценивают незнакомые названия на афише, больше доверяя «Колобку» или «Доктору Айболиту». А ведь за редкими заголовками часто скрывается редкая сказка. Она учит детей любви к профессии, ответственности и многим другим полезным вещам. Долг и любовь Сколько людей, столько и кукол. Объединение в одном спектакле настоящих актёров и кукольных персонажей для театра не редкость. Вот и в «Тайне синего конверта» в центре внимания самый что ни на есть реальный человек Роман Легкодухов в уютной синей униформе, он же почтальон Колбаба. Он так устал «ходить, бегать, мотаться, спешить, подметки трепать да каблуки стаптывать», что заснул прямо в почтовом отделении. А по ночам на почте оживают домовые: они разбирают мешки писем, обладая даром читать послания сквозь запечатанные конверты. Колбаба случайно находит письмо без адреса и просит гномов озвучить его. Автор послания - юноша, который вопрошает некую Марженку, любит ли она его? Почтальону предстоит пройти ещё тысячи шагов, чтобы найти незадачливого парня и помочь влюблённым соединить сердца. Сюжет незатейлив, но написан весьма оригинально, в мягком, ироничном, напевном чапековском стиле. Действие сказки происходит в чешском городке - чуть реальном и чуточку волшебном. Сказочные герои и наделены человеческими чертами, и не прочь поколдовать. Домовые почты обладают даром ясновидения, и в то же время любят перекинуться в карты. Смешение фантастических и реальных образов создает особый колорит сказки. Стоит сказать, что сам Карел Чапек всегда уважительно относился к маленьким читателям, замечая: «Когда я вижу детей от четырех до пяти лет и старше, то меня поражает в них невероятная, интенсивная потребность в языке. Как они любят слово, как счастливы, когда находят новое слово! Я думаю, что поэтому детская книга должна быть написана самым богатым, самым прекрасным языком. Если ребёнок возьмет из детства мало слов, он будет мало знать их всю жизнь. Это для меня является проблемой детской литературы - дать детям как можно больше слов, представлений и развить в них способность выражать свои мысли и чувства». Неплохо взять это глубокое наблюдение на вооружение родителям. Попробовать почитать сказки Чапека вместе с ребёнком. К слову, для юного возраста стиль драматурга всё-таки сложен, и театр становится хорошим посредником между писателем и детской публикой. Оптимальный для этой истории - младший школьный возраст. Во-первых, взрослеющие дети уже смогут понять - кто такой собственно почтальон. Ведь люди на улицах с сумками через плечо и в высоких головных уборах - примета далёкого прошлого. Сегодня образ почтальона переместился на страницы книг. Колбаба - маленький трогательный человек - чудаковатый, неприхотливый, немолодой и вечно уставший неожиданно заставляет задумываться юных зрителей. - Человек, занимающий маленькую должность, проявляет огромную ответственность, - говорит о смысле спектакля Виктор БУСАРЕНКО. - Спектакль о профессионализме, о чувстве долга, и эта тема важная для формирования человека. В наше время так много приблизительности, неточности, когда на человека невозможно положиться. История о верности долгу, а ещё о любви - эта тема, требующая тонкого детского понимания. Почтальон нашёл людей, потерявших друг друга. «И они поженились», - с уверенностью резюмировали юные зрители. Ожившее письмо Действие спектакля происходит в старой Чехии, что отразилось в костюмах и декорациях. Сцена оформлен в книжной графике, в стиле известного чешского художника Йозефа Лады, который создавал иллюстрации к книгам Чапека и Гашека, в том числе к «Приключениям солдата Швейка». Высоко - пейзаж городских башенок, вокруг - приметы почтовой конторы прошлого века - мешки писем, письменные столы и стулья, старые счёты, телеграф, надпись о запрете курения и собак. Место скучное, но благодаря мягким переливам синего и перламутровых оттенков художнику Ольге Семёновой удалось достичь таинственной атмосферы. Сыграла в этом большую роль и музыка, сочинённая приморским композитором Олегом Косаревым. Слова песен, впрочем, как и литературный текст написан самим Виктором Бусаренко. Спектакль «Тайна синего конверта» - синтез драматического, кукольного и музыкального жанров. Сказка интригует и настраивает зрителя на приключение, недаром - детектив. А ещё она привлекает внимание к живым письмам, также уходящим в прошлое. Хорошо, что ещё в школе не разучились писать от руки, выводят буквы в письмах Деду Морозу, в поздравлениях. А в доме музее семьи Сухановых во Владивостоке дети пробуют писать чернильным пером конца 19-го века, и некоторым каллиграфическая игра по нраву. Письма - это часть души, это один из видов творчества, которое необходимо ребёнку. Почти одушевлённый предмет. Главное, чему учит сказка - это доброте и вере в справедливость, в то, что есть люди, готовые помочь друг другу бескорыстно, пусть это потребует силы и времени и тысячи шагов. Остаётся восхититься игрой актеров спектакля - Ольгой Малиновской, Алексеем Авдеевым, заслуженным артистом РФ Владимиром Кахно, и также обаянием кукольных персонажей - чуть волшебников, чуточку суетливых, ворчливых, в какой-то степени вредных обывателей старого чешского городка. Фото с места событий из собрания театра КСТАТИ В 2018 году в театре кукол снова вернутся к классическим сюжетам о докторе Айболите и колобке. Как рассказал художественный руководитель театра Виктор Бусаренко, старая постановка о колобке шла на сцене 36 лет, и теперь она требует обновления. Много лет шёл на сцене театр и «Добрый доктор Айболит». Ему на смену придёт «Айболит фантазия», объединяющая несколько сказок Корнея Чуковского по пьесе драматурга Анны Пшенниковой. В третьем варианте под новый год выйдет полюбившийся юным зрителям спектакль «Солнышко и снежные человечки». ДОСЬЕ Елена Борисовна Жукова окончила теоретическое отделение Владивостокского музыкального училища, факультет журналистики ДВГУ. Автор и ведущая культурных проектов, программ на радиостанции «Лемма» - «Культпросвет», «Прогулки с ГЕО», «Кинофорум», «Земля Дерсу». Несколько программ становились победителями на дальневосточном этапе конкурса, организованного Фондом независимого радиовещания, Москва.