Истории
Люди
Вещи
Безумный мир
Места
Тесты
Фото

«Рок-н-ролл - мировая война...»

Это был «закрытый концерт по специальному приглашению». Не то чтобы живущий в Нью-Йорке Юрий Наумов сторонится псковских зрителей. Но для него чрезвычайно важно, в каком пространстве он выступает. Прошлогодний его концерт в клубе TIR в смысле атмосферы и звука был неидеальным – по той причине, что Юрий Наумов даёт необычные концерты. Одновременно это напоминает творческую встречу и мастер-класс. Так что посторонние шумы и хождение зрителей туда-сюда во время исполнения явно не способствуют подходящей атмосфере. Её слишком легко нарушить. Впрочем, есть в Пскове зал, в котором организаторы гастролей Юрия Наумова не прочь устроить концерт не для двадцати, а для ста двадцати зрителей. Это Малая сцена псковского драмтеатра. Может быть, когда-нибудь в будущем такой концерт состоится. Если удастся найти общий язык. Но на этот раз – 14 октября 2017 года – в Пскове на тихой окраине в подвальном помещении студии состоялся «закрытый концерт».«Мне надо в одиночку создать ансамблевое звучание»«Место классное, но пока не обыгралось», - оценил новое пространство Юрий Наумов. И он же после трёхчасового, с одним антрактом, выступления высказался, что это было в смысле звука одно из лучших мест, в котором он когда-либо выступал.Началось всё со «Шкодного блюза» и композиции «Рок как будто блюз», а завершилось «Сказкой о Карле» и «Сарабандой». Но разговор об этом концерте лучше начать с гитары.Юрий Наумов играет на специально созданной для него скрипичным мастером девятиструнной гитаре. Таких гитар у Юрия Наумова три, каждая со своим характером. В Пскове Юрий Наумов выступал с гитарой 2.Для скрипичных мастеров создание гитар – дело не исключительное. Страдивари сделал не меньше шести гитар. Вот что о девятиструнке сказал Сергей Ноздрин изданию «Музыкальные инструменты»: «Я делаю не совсем обычные, нестандартные гитары. Например, одну гитару мне заказал Юрий Наумов, известный блюзовый гитарист из Нью-Йорка, поставив передо мной достаточно сложную и нетривиальную акустическую задачу: он настраивает инструмент на квинту ниже обычного строя и при этом активно использует технику извлечения звука левой рукой простым ударом струны о лад, то есть, ему нужен был чрезвычайно отзывчивый инструмент, при этом инструмент с довольно продолжительным sustain (долгая поддержка звука). Задачи прямо противоположные. Считается, что для того, чтобы создать инструмент с долгим звуком (sustain), необходимо поставить гриф из плотного дерева и сделать деки чуть толще обычных, соответственно, и пружины. А для того, чтобы гитара была очень отзывчивой, рекомендуется сделать тоньше гриф из мягкого дерева и более тонкие деки. Сделав же нечто среднее, мы получим банальный фабричный инструмент, у которого нет ни нормального sustain, ни отзывчивости, и который при настройке на квинту ниже почти не звучит».Когда Сергей Ноздрин вручал Юрию Наумову девятиструнную гитару, то произнёс: «Держи своё оружие массового поражения».В юности Юрий Наумов мечтал о супергруппе. Барабанщик для неё нашёлся в Новосибирске, в котором родившийся в Свердловске Наумов переехал в восемь лет.Юрий Наумов.Когда музыканты «будущей супергруппы» переехали в Ленинград, то там всё пошло совсем не так, как задумывалось. Барабанщик предпочёл музыке тяжёлые наркотики. В итоге группа «Проходной двор» - это всего лишь короткий эпизод в жизни Юрия Наумова. Она больше миф, чем реальность. «Проходной двор» оказался действительно проходным.«Мне надо в одиночку создать ансамблевое звучание», - решил Наумов, и с тех пор большинство своих выступлений и записей делает самостоятельно. Такой ансамбль из одного человека довольно сложно развалить. Внутренние конфликты со стороны почти незаметны. Спор гитариста с певцом или с басистом – это уже частное дело, а не достояние публики.В том, что ансамблевое звучание достигнуто, - сомнений нет. Супергруппа из одного человека мобильна и живуча. Отсюда и «долгий» звук, и девять струн, и другие способы создавать богатое звучание минимумом средств. Акустическая гитара в руках Юрия Наумова способна разговаривать голосом виолончели, альта, перкуссии, ритм-гитары Но, прежде всего, это всё-таки гитара. В основе большинства композиций – блюз, на родину которого, в США, Наумов переехал в 1990 году («Убегай, пока ты жив, // Если выжить не надеешься во лжи »)Однако основные слушатели его песен всё-таки по другую сторону океана. Здесь, в Европе. Сразу же после Пскова Юрий Наумов отправился в Ригу, Таллин, Триер, Мюнхен, Прагу, Берлин Наверное, его песни можно слушать и не зная русского языка. Чтобы понять – так ли это, надо прежде забыть русский язык. Но всё-таки тексты его хватающих за душу песен не укладываются в обычный блюзовый стандарт: «Сокращенные до взвода наши славные полки, // Пробираясь к небосводу, прошибали потолки, // Но от истинной свободы далеки. // Мы просунулись сквозь тучи, не успев и обалдеть, // Как на нас свалилась куча неопознанных идей, // Неопознанных летающих идей » Иногда он обходится совсем без слов.«Идти против шерсти во все времена»Как правило, композиции Юрия Наумова очень серьёзны. Присутствует присущий блюзу надрыв. Иронии, на первый взгляд, немного. Наиболее очевидная ирония звучит в песне, которую Юрий Наумов в Пскове исполняет неизменно. Это «Эмигрантский блюз», написанный им ещё до эмиграции. В нём фальцетом цитируется ни больше ни меньше как строка из песни на музыку из репертуара «Без меня» («Знаю, милый, знаю, что с тобой. Ты покинул берег свой родной ») У Наумова судьба «милого» такова: «Разодетый, словно гранд, // Вверх по трапу самолёта эмигрант // Думал, больше ни ноги - // Ностальгия, хоть опрометью беги »)Сам Юрий Наумов, в Америке зарабатывающий музыкой, с Россией не порывал и возвращается сюда регулярно – с концертами. А в Псков он приезжает благодаря давнему своему знакомому – псковскому «митьку» . По этому случаю Юрий Наумов исполнил композицию «Ночь на хайвее», учитывая то, что Александр Бушуев – байкер.Или вот ещё один пример из композиции «Миниатюра»: «Измочалены в печали, заскучали смельчаки. // Измолчались, измельчали, мелко чахнут от тоски, // На ногах у них дырявые носки».Нет, если взглянуть на песни Юрия Наумова под таким углом, то они не будут казаться такими уж сумрачными. Искры из них вылетают постоянно.В прошлый раз во время разговора с Юрием Наумовым обращало на себя внимание то, что к своему творчеству он относится необычайно серьёзно, можно сказать как к миссии. В тот раз не хватило времени подробнее об этом расспросить. А на этот раз он не стал дожидаться наводящего вопроса и всем присутствующим объяснил, в чём истоки такой серьёзности. Наумов вспомнил, как восемнадцатилетним попал на концерт «Машины времени» и услышал из уст : «А сейчас мы сыграем вам песенку ». Это его покоробило. «Как?! Песенку?!» Наумов, конечно, понимал, что тем самым автор словно бы наносит упреждающий удар по критикам. Но и тогда, и сейчас отношение Юрия Наумова к тому, что он делает, предельно далеко от самоиронии. «Мир начинается с тебя». Если сам себя не ценишь высоко, то на высокое замахиваться бессмысленно. Отсюда, наверное, и взялась строка из «Солдат рок-н-ролла»: «Я не умру от скромности » Излишняя скромность может быть путём либо в неизвестность, либо в пустоту. При том, что всенародной славы он сторонится с не меньшим упорством, создавая музыку для немногих.Чувства должны быть предельно обострены, нервы оголены А вот чрезмерная ирония, бывает, приводит к холодной рассудочности. «Чтобы выразить правду, нужно суметь подавить в себе инстинкт самосохранения», - процитировал Юрий Наумов в прошлый раз театрального режиссёра . Едва ли не каждая композиция Юрия Наумова – это доказательство того, как человек сквозь боль преодолевает инстинкт самосохранения.И всё же концертные выступления Юрия Наумова меньше всего напоминают угрюмые проповеди или исполнение рок-гимнов. Даже в самой известной композиции – «Сказке о Карле» - длинной драматической балладе, присутствует карнавальный дух.Что такое выступления Юрия Наумова? Это когда «звуковой художник» в камерной обстановке рассказывает пронзительные истории – с помощью слов и музыки. Иногда ему самому кажется, что это уже как-то чересчур Так было с песней «Любовь», исполнение которой Юрий Наумов предварил словами: «Непристойная, сентиментально-убийственная » Так ему казалось раньше, но теперь он её снова исполняет: «Прощай, навечно не моя любовь! // Я буду снова, // Как всегда, // Один...»Пока многие другие музыканты селились в наркотическом «поролоновом городе», Юрий Наумов искал себя в пространстве чистых гитарных звуков. Эти звуки заменяли ему другие сильнодействующие источники психоделических видений. Об этом прямым текстом поётся в «Поролоновом городе», прозвучавшем в первом отделении концерта: «Жизнь в бредовом веселье... // Жители прыгают с мягких, пружинящих крыш... // Может быть и я // Когда-нибудь справил бы здесь новоселье, // Если б не Город Звука и Боли, // Который меня когда-то укрыл». При всех характерных для блюза приёмах, которые Юрий Наумов использует, блюзменом его назвать язык не поворачивается. Во-первых, потому что многие композиции выходят далеко за строгие рамки. Часто это не блюзовые квадраты, какие-то блюзовые «многоугольники», непредсказуемые ходы, скорее отсылающие к средневековой европейской музыке. Про тексты и говорить нечего: «И солнце в зените горит так ослепительно ярко, что в глазах темнота. // А пулёметные гнёзда поют во весь голос слепыми птенцами, что с рождения умеют летать...» («Этой ночью»). В пулемётных гнёздах иногда вылупляются такие чудовища, что простым набором слов и звуков их не опишешь.Нет, недаром одна из композиций, прозвучавшая на псковском концерте, называется «Никак не похоже на блюз»: «Идти против шерсти во все времена - // Немалая честь, babe, за неё мы заплатим сполна!..» Гарантия на таком пути одна – быть известным в «узком кругу». Это в лучшем случае. «Но таковы нравы, babe, таковы времена // Мы будем правы, babe, но нас всё равно позабудет страна. // Но наше право, babe, - самим выбирать имена. // В игре без правил, babe, где ни покрышки, ни дна. // Oooh, my sweet little babe, Рок-н-ролл - мировая война...» Слово «война» можно ненадолго убрать за скобки, а сосредоточиться на слове «мировая». То, чем занимается Юрий Наумов, - это музыка без границ, и без привязки к какому-то одному жанру. Гитара, сделанная Сергеем Ноздриным, каждой из своих струн разгонит любой стандартный набор звуков, привычное сочетание нот. И тогда хайвей из горизонтального может незаметно перейти в вертикальный, как в «Сарабанде»: «Как в небо органными трубами // Врезался Бах».***Юрий Наумов долго настраивал свою чувствительную гитару и напоследок исполнил «Сарабанду», в которой есть такие строки: «Слушай музыку - это всё, // Что я в силах отдать навсегда».Всё, что вы делаете, имеет смысл, если вам кажется, что это навсегда.Чтобы оперативно следить за самыми важными новостями, подписывайтесь на наши группы «ВКонтакте», «Телеграме», «Твиттере», «Фейсбуке» и «Одноклассниках».
«Рок-н-ролл - мировая война...»
Фото: Псковская губернияПсковская губерния