«Нужны железные нервы». Музыкант об особенностях игры на органе

Орган называют королем музыкальных инструментов за огромные размеры, потрясающий диапазон звучания и уникальное богатство тембров. Органист Игорь Краевянов рассказал «АиФ-Черноземье», почему представители его профессии ходят на концерты в балетках и какую музыку, кроме церковной, сегодня играют на органе. Возродил концерты Вероника Тутенко, «АиФ-Черноземье»: Игорь, далеко не каждый пианист приходит к органной музыке. Расскажите о своем пути. Игорь Краевянов: Детские и юношеские годы я провел на Украине, куда переехал с Владивостока мой отец — морской офицер, дирижер Тихоокеанского ансамбля песни и пляски. После пронзительных ветров ему захотелось тепла, солнца, фруктов. В Каменец-Подольском, где мы жили, находится древний костел, построенный в романском стиле. Туда я бегал слушать органную музыку, а позже сам стал ассистентом органиста. Затем окончил Воронежскую консерваторию по классу фортепиано, стажировался в Киевской консерватории у профессора по классу органа Арсения Николаевича Котляревского. Потом переехал в Курск. В 1993 году Федор Федорович Чебан, бывший директором городского дома культуры, предложил мне возродить в Курске органную музыку. В костеле был тогда старый ломаный-переломаный инструмент, полгода мы с ребятами-электронщиками его ремонтировали. В 1994 году я сыграл первый концерт. Инструмент, на котором я играю сегодня, - цифровой двухмануальный орган итальянской фирмы Viscount. Это инструмент, более компактный, чем духовой орган и внешне неотличим от него, а по звучанию только искушенный слушатель может услышать разницу. Весит он не менее 140 килограммов. По воскресеньям играю на нем на мессе. И руками, и ногами — Органисты играют не только руками, но и ногами. Для этого нужна какая-то специальная обувь? — Да, органные ботинки должны быть не слишком широкими, чтобы органист не задевал соседние клавиши, легкими, скользящими, с защищенным носом. Такую обувь шьют в Москве, в специальном цехе по индивидуальному заказу. Стоит она дорого, поэтому используют органисты и обычные балетки. — Понятно, что органы не перевезешь с места на место ради одного концерта, поэтому музыканты часто играют на тех инструментах, которые уже установлены на тех или иных концертных площадках. Непросто с ходу привыкнуть к новому инструменту? — Конечно! Органистам нужны железные нервы. Каждый инструмент совершенно не похож на другой. Есть органы механические, пневматические. Количество регистров, труб, клавиш, клавиатур может быть любое. Например, в Ульяновске орган 1983 года — хороший, но в нем нет электрического переключателя — без ассистента делать нечего. К каждому органу нужен свой подход еще и потому, что регистровка зависит от размеров помещения, акустики. — Вы играли на старинных органах? — Доводилось. Я приехал с туристической группой в Краков, и у нас было свободное время. Мне было интересно узнать о концертной жизни города, а в одном из костелов как раз проходил концерт органной музыки. По его окончании я подошел к музыканту, сказал, что у меня мечта поиграть на старинном органе. «Да, да, — очень дружелюбно ответил он, — но сначала этот вопрос нужно согласовать с моим руководством». Руководство вошло в положение, и почти целый час орган был в моем распоряжении. На концерт остались прихожане костела, среди которых был и музыкант, который помог мне разобраться с пультом управления. Польскому органисту понравилось, как я играл, а я в свою очередь выразил ему восхищение его мастерством. — Сегодня на органе исполняют не только церковную музыку? — Исполняют даже джаз. Есть и интересные проекты, например, в России проходит фестиваль «Джаз на органе». Подобного рода эксперименты интересны, но я их принимаю не всегда, для меня орган это прежде всего классика.

«Нужны железные нервы». Музыкант об особенностях игры на органе
© АиФ