Жителей СЗАО приглашают посетить выставки Музея Москвы
До 13 ноября 2017 года можно посетить выставку «12 городов будущего. Визионерская архитектура XXI века». Экспозиция представляет собой кураторскую часть проекта «Города будущего / Будущее городов», показанного на Новой сцене Александринского театра в Петербурге с 12 июля по 29 августа и приуроченного к десятилетию журнала «Проект Балтия». Собранные на выставке проекты современных российских и зарубежных архитекторов относятся к жанру визионерской архитектуры. Традиция классиков – Пиранези, Булле и Леду – получила в XX веке мощное продолжение в утопиях футуристов и конструктивистов, а также в антиутопиях постмодернистов второй половины столетия. Чтобы проследить, как развивается жанр в наши дни, куратор выставки Владимир Фролов, главный редактор журнала «Проект Балтия», предложил представителям различных творческих течений – от параметризма до неоклассики – поразмышлять на тему будущего. Свои варианты будущего предложили Ренато Рицци (Венеция), «Обледенение архитекторов» (Москва), Алексей Левчук (Санкт-Петербург), Андрей Люблинский и Мария Заборовская (Санкт-Петербург), Степан Липгарт (Санкт-Петербург), Николай Шмук (Москва), Александр Берзинг (Санкт-Петербург), Руслан Тимашев (Москва), Марко Касагранде (Хельсинки), Михаил Филиппов (Москва), «Витрувий и сыновья» (Санкт-Петербург) и группа молодых архитекторов (куратор – Сергей Падалко). Придя на выставку, можно будет убедиться в том, что приглашенные авторы видят завтрашний день совершенно по-разному. «Обледенение архитекторов», к примеру, буквально окрылено советским типовым домостроением. Николай Шмук видит будущее в весьма мрачных тонах – его город спрятан в землю, и жители обустраивают шарообразную полость, оставшуюся от ядерных испытаний. Даже те авторы, что применили один-единственный инструмент – параметрическое проектирование, – пришли к абсолютно различным результатам. Руслан Тимашев создал техноутопию мегаполиса без границ и фиксированной формы; Марко Касагранде предложил направить модернизационные усилия на улучшение качества жизни в трущобах; Александр Берзинг вообразил антигород, как пространство побега из существующего урбанистического кошмара, а Алексей Левчук – возможность обретения людьми способности летать (правда, после биотрансформации). И наконец, Ренато Рицци, предполагающий, что осмыслить грядущее можно лишь путем буквального аскетического погружения в памятники давно ушедшей Belle Époque. «12 городов будущего» – это 12 проектов, выполненных в разных манерах и техниках и показанных в небольших коробочках, которые напоминают те, что используются для демонстрации макетов театральных декораций. Переходя от работы к работе, зритель проигрывает внутри себя различные сценарии будущего. Предполагается, что исследовав выставку, посетитель остановится в задумчивости и, взявшись за перо, решится оставить запись или рисунок в книге, ждущей его в определенном месте. До 26 ноября 2017 года можно посетить экспозицию «В начале было слово. Поэт и контекст. К юбилею Льва Рубинштейна», организованную Музеем Москвы совместно с Государственным музейно-выставочным центром «РОСИЗО». Выставка рассказывает о тесной взаимосвязи поэтического текста и современного искусства, неразрывности слова и символа. Проект посвящен творчеству Льва Рубинштейна, ключевой для современной российской поэзии фигуры, и повествует о московском художественном контексте, в котором происходило творческое становление и формирование поэта и который он сам существенно преобразил. Выставка отражает принцип целостности всех видов современного искусства через работы классиков школы московского концептуализма, а также Андрея Монастырского и участников группы «Коллективные действия» и прослеживает их влияние на современных художников, драматургов, композиторов и писателей. В своем творчестве поэт, драматург и медиаартист, обращается к синтезу основных форм культуры, используя в том числе возможности театральной практики. Его творческое «Я» можно рассматривать в качестве модели своеобразной «арт-библиотеки» современного искусства, в структуру которой естественным образом включена органика художественного поведения – текстовая, визуальная и акустическая. Как отмечают организаторы, содружество поэзии Льва Рубинштейна и музыкальной культуры привнесло в современное искусство особую демократичность. В рамках проекта представлены легендарные картотеки Льва Рубинштейна и его видеоработы из коллекции ГЦСИ, а также работы художников, творчество которых тесно связано с поэтикой его литературных произведений и отражает актуальные тенденции современной российской культуры. Представлены реди-мэйды Дмитрия Пригова и портрет Льва Рубинштейна его руки из графической серии «Бестиарий», шелкография Ильи Кабакова, подробные карандашные эскизы самых известных работ Эрика Булатова – «Тучи растут» и «Свобода есть», фотодокументации и артефакты перформансов Андрея Монастырского, графика Владимира Мартынова и «Рисунки к Рубинштейну» Ольги Флоренской, инсталляции Ирины Наховой и графика на фарфоре Гриши Брускина. На выставке представлены как личные вещи поэта Льва Рубинштейна, так и предметы из коллекции Музея Москвы, типичные для времени и контекста, в котором существовал поэт. Драматургия экспозиции определяется литературным героем Льва Рубинштейна, воссоздающим в своих комментариях, текстах и видеоинтервью особый художественный мир Москвы. Поэт становится своеобразным проводником по миру московской художественной сцены, обращаясь к творчеству своих друзей. Видеоинтервью Льва Рубинштейна было создано специально для выставки, оно положило начало созданию коллекции документальных видео для собрания Музея Москвы. В этой визуально-акустической инсталляции Москва вырисовывается из совокупности городской речи, звуков, образов и сигналов – являя себя одушевленным персонажем, с собственным голосом и оптикой. Проект сопровождается обширной культурной программой, построенной на диалогах визуальных и акустических форм современного искусства. В ней примут участие поэты, видеохудожники, композиторы, джазовые и классические музыканты. Так, 13 ноября в 19:00 в Музее Москвы состоится одно из ключевых событий программы – акустический дуэт Льва Рубинштейна и джазового музыканта Владимира Тарасова. Их совместные выступления уже несколько десятилетий представляют отечественную культуру на многих международных форумах актуального искусства. Диалог акустических образов Льва Рубинштейна и ритмических фраз Владимира Тарасова рассматривается сегодня как одна из самых ярких творческих страниц в истории перформативных форм современной российской культуры. Информация о других мероприятиях будет доступна на сайтах mosmuseum.ru и ncca.ru. Кураторы: Виталий Пацюков, Анастасия Козаченко, Наталья Горожанцева До 15 декабря 2017 года работает выставка «Москва в фотографиях А.А. Губарева. 1912–1914» – совместный проект Музея Москвы, Государственного исторического музея и фонда развития культуры и образования «Московское время». На выставке впервые представлены работы Александра Губарева – фотографа, снимавшего Москву в начале XX века. В экспозицию вошли 130 фотографий дореволюционной столицы из собрания Исторического музея. Снимки дополнены фотографиями современной Москвы, снятыми, по возможности, с тех же точек. Сравнивая исторические виды с современными кадрами, можно увидеть, как изменились город и его жители, и не только рассмотреть утраченные за годы советской власти знаменитые московские церкви и особняки, но и проследить значительные градостроительные изменения. Александр Александрович Губарев (1862 – после 1937 года) в течение почти 20 лет – с 1912 по 1931 годы – создавал фотолетопись Москвы. Губарев не был профессиональным фотографом, он работал в коммунальном хозяйстве города и состоял членом ряда городских обществ и благотворительных организаций. Откликнувшись на призыв ученых сохранить облик города для будущих поколений, Губарев начал активно сотрудничать с комиссией по изучению Старой Москвы Московского археологического общества. Увлекшись идеей фиксации уходящей натуры, он методично снимал как общие виды центральных улиц и окраин, так и отдельные памятники, переулки, церкви, дома. Видовые фотографии Александра Губарева – это взгляд неравнодушного свидетеля каждодневной жизни города накануне новой эпохи. С одной стороны, фотокамера фиксировала столицу, наполненную архитектурными памятниками, с другой – новый торговый и индустриальный центр с первыми автомобилями, трамваями и городской толчеей. Фотографии отличает непосредственность, композиционная свобода и жанровое многообразие сцен московской жизни. Камера Губарева замечала разносчиков, кучеров, чистильщиков обуви, спешащих клерков и приказчиков, нарядных барышень. Труд Александра Губарева – всего около пяти тысяч негативов, более тысячи из которых были сделаны именно в период с 1912 по 1914 годы, – высоко оценили еще при жизни автора. Он участвовал в конкурсе Русского фотографического общества 1914 года «Ушедшая и уходящая Москва», а позднее экспонировал свои работы на выставках этого общества. В 1937 году фотограф передал весь архив – фотографии и негативы – в Исторический музей. Теперь уникальная коллекция, которая ранее была известна лишь специалистам, впервые выставлена для широкой публики. В экспозиции, помимо фотографий, представлены авторские стереонегативы, фотографическая техника и комментарии составителей. Исторические костюмы и детали оформления московских улиц – из коллекции Музея Москвы. Еще одна выставка называется «История Москвы для детей и взрослых». Экспозиция охватывает период от каменного века до эпохи Петра I. – «Визуальный учебник» по истории Москвы показывает историю столицы на более чем двух тысячах предметов из коллекции музея. Отсчет начинается 27 тысяч лет назад и хронологически завершается на эпохе Петра I, когда Москва потеряла столичный статус, – говорит Алина Сапрыкина, директор Музея Москвы. Посетители узнают, когда на территории современной Москвы появились первые поселенцы, увидят древнейшие орудия труда и охотничье оружие, рыболовные снасти, изделия из кремня, дерева и кости. Раздел, посвященный средневековой Москве, расскажет о том, как жили, во что одевались и что ели москвичи, какие товары везли в Москву из Европы, Византии и стран Ближнего Востока, какие ремесла были в почете и почему самая популярная игра в «зернь» считалась запрещенной. Временная шкала, мимо которой посетители проходят на выставку, поможет отследить самые важные события из жизни средневекового города. Среди экспонатов – знаменитая сумка-калита азартного московского игрока в кости, клад средневековых монет, кувшин с надписью «Добра человека Григория Офонасьева», головной убор жены воеводы, тканый золотой нитью, надгробие немецкого наемника, опричника Каспара фон Эльферфельдта, а также боевые топоры, кольчуги, шлемы и железный меч XIV века, найденный под зданием Манежа в 2004 году. Гости выставки могут заглянуть в древний колодец, позвонить в колокол, отлитый по приказу самого патриарха Никона, увидеть летевшие на врагов белокаменные ядра, вытесанные для защиты крепостных стен. Особое место в экспозиции отведено истории возникновения Кремля. Макеты, представленные на выставке, наглядно демонстрируют, как менялась главная городская крепость с XII по XV века. Посетители также увидят макет московского Кремля конца XVI – начала XVII века, выполненный в 1947 году М.В. Городцовым к празднованию 800-летия Москвы. Образный ряд выставки дополняют работы знатока московской истории, археолога, художника Аполлинария Васнецова, на полотнах которого запечатлены виды Москвы XII века с высоты птичьего полета, древний Кремль Ивана Калиты и Дмитрия Донского, Красная площадь в конце XVII столетия. Вход на выставки осуществляется по билетам, для отдельных категорий граждан предусмотрены льготные билеты. Часы работы Музея Москвы: вторник – среда с 10:00 до 20:00, четверг с 11:00 до 21:00, пятница – воскресенье с 10:00 до 20:00.