Войти в почту

Что смотреть на фестивале «Дягилев. P.S.»

23 ноября в Санкт-Петербурге открывается Международный фестиваль искусств "Дягилев. P.S.".

Что смотреть на фестивале «Дягилев. P.S.»
© Richard Davies

Родившийся в 2009-м, в год столетия парижских балетных сезонов, фестиваль постепенно расширяет сферу своих интересов: к уже освоенным территориям -- выставкам, научным конференциям, публичным дискуссиям, симфонической музыке -- добавится кино. Фестиваль открывается беседой Александра Сокурова с Теодором Курентзисом о нетерпимости -- в искусстве и жизни -- и просмотром одноименного фильма Дэвида Гриффита. На второй же день грянет сенсация: Теодор Курентзис и его оркестр MusicAeterna исполнят Первую симфонию Малера и Скрипичный концерт Берга с солисткой Патрицией Копачинской. Однако "дягилевцы" собираются удивлять публику все 10 дней фестиваля. Прежде всего -- неизвестным России балетом. Татьяна Кузнецова выбрала три главных события фестиваля

Кукольная «Коко» и молодежный Norrdans

Кукол на фестивале еще не бывало, равно как и создателей этого спектакля для трех танцовщиков-артистов-кукловодов -- норвежского хореографа Йо Стромгрена и нидерландского режиссера Ульрике Кваде. "Шанель", поставленная в мае этого года, не унылый байопик, а серия кульминаций трагической и залихватской жизни великой Коко: монашеское детство, любовь, чувственные авантюры, бизнес, триумф, одиночество. Главный танцевальный дуэт -- избавление женщин от корсетной неволи -- сочинен с фирменным стромгреновским остроумием, а сам спектакль удивительно человечен. В тот же вечер шведская труппа Norrdans -- специалисты по молодежной аудитории и дебютанты на российской сцене -- покажет "AB3", постановку Мартина Форсберга на музыку Баха и Вивальди. Это законченный образец скандинавского юмора -- ментального и пластического: гармонию числа три то и дело разрушает четвертый участник действа. Меланхолически шутит и патриарх Матс Эк, подаривший труппе свой "Pas de Danse" ("Нет танца") -- падекатр, бывший фрагментом балета "Плоские пастбища"; но, как и всегда у Эка, дело не в гармонии геометрии, а в дисгармонии любви.

Молодежный театр на Фонтанке, 24 ноября, 19.00

«АвтоБИОграфия» труппы Уэйна Макгрегора

Тут фестиваль перещеголял даже Сергея Павловича: тот в копродукцию ни с кем не вступал. А "Дягилев. P.S." скооперировался с главной британской фабрикой по производству авангарда -- театром Сэдлерс-Уэллс и Company Wayne McGregor, собственной труппой главного хореографа Ковент-Гардена Уэйна Макгрегора. Премьера "АвтоБИОграфии" состоялась в Лондоне всего полтора месяца назад; в этой работе поборник научных экспериментов Макгрегор перещеголял самого себя, сделав содержанием и формой балета расшифровку собственного генома. Главный сюрприз: каждое представление по сути премьера -- ни один спектакль не похож на предыдущий. "АвтоБИОграфия" на музыку Jlin состоит из 23 секций -- по числу хромосом человеческого генома. Но зафиксированы только начало и финал балета; последовательность остальных частей компьютерная программа устанавливает каждый раз заново, основываясь на генетическом коде хореографа. Поэтому танцовщики никогда не знают, что именно им придется танцевать сегодня -- воспитание Макгрегора, его интуицию, память или сон. "АвтоБИОграфия" посвящена американскому классику Мерсу Каннингему, первым применившему принцип случайности и компьютерные технологии при сочинении балетов.

Театр музыкальной комедии, 26 ноября, 20.00

Одноактные балеты труппы Ballet de Lorraine

© Laurent Philippe

В программе -- премьера этого сезона и два уникальных раритета. Свежий "След древних движений" на музыку Петера Реберга поставлен руководителем и хореографом компании Петером Якобсоном и научным консультантом труппы Томасом Келеем, давним соратником Каннингема. Авторы затеяли мудреные игры с пространством: мерцающая полупрозрачная сцена преображается то в клуб, то в стадион, диктуя танцовщикам все новые правила танцповедения.

"Тропический лес" (1968) на чириканье пташек и крики зверей, которыми наполнена музыка Дэвида Тюдора,-- знаковая постановка главного балетного абстракциониста Мерса Каннингема, вспомнившего детство и давшего относительную волю чувствам. Оформил балет Энди Уорхол: его инсталляция "Серебряные облака" (серебристые подушки, наполненные воздухом и плавающие в воздухе) окружает шестерых танцовщиков, которым художник Джаспер Джонс порезал бритвой телесные трико, чтобы придать вид естественных шрамов. Уникальность фестивального представления еще и в том, что бескомпромиссный Каннингем в завещании запретил исполнять свои балеты после его смерти. Они нигде и не идут. Видимо, за редчайшим исключением -- в Балете Лотарингии премьера "Тропического леса" состоялась за полмесяца до петербургской.

"Спектакль отменяется" и вовсе музейная сенсация: в 1924 году его придумал Франсис Пикабиа, музыку написал Эрик Сати, хореографию сочинил Жан Берлин, а немой фильм, ставший частью балета, снял Рене Клер. Получился "инстантеистский балет с кинематографическим антрактом и собачьим хвостом". Этот радикальный спектакль шведской труппы Ballets Suedois, отважно сражавшейся с дягилевскими Ballets Russes на их территории -- в парижском Театре Елисейских Полей, история не сохранила. Однако всевозможных свидетельств о нем в избытке. В 2014 году "Relache" был реконструирован хореографами Петером Якобсоном и Томасом Келеем, поразив современных зрителей юношески отвязной смелостью.

БДТ имени Товстоногова, 1 декабря, 19.00