О Вадиме Леванове и Максиме Горьком говорили на Самарской литературной биеннале 

Два увесистых тома
Фестиваль памяти , драматурга, педагога и культуртрегера, известного далеко за пределами родного Тольятти, прошел в третий раз. Организованный Самарским литературным музеем и театроведом Марией Сизовой форум на четвертый год после старта стал развиваться дальше — в программе, наконец, появились спектакли, темы обсуждений становятся шире. Остались и традиционные читки пьес Вадима и его учеников.
Открылась «Левановка» (названная так по аналогии с «Любимовкой» — московским фестивалем современной драматургии) презентацией полного собрания сочинений Вадима. Подготовил два увесистых тома тольяттинский журналист . В Самару приехали сигнальные экземпляры, тираж выйдет только в следующем году — всего около 100 экземпляров, но в этих двух 700-страничных книгах собраны абсолютно все дошедшие до нас тексты Вадима. Рассказывая о трудностях систематизации архива, редактор (и в шутку, и всерьез) посоветовал драматургам и  заниматься этим уже сейчас: «Заботьтесь о своем творческом наследии, пока живые». «Тольяттинскую школу драматургии» в этом году представляли один из братьев Дурненковых и Юрий Клавдиев. , которому Леванов тоже дал «драматургический пропуск» в мир, выпускает премьеру в ростовском театре «18+», где работает главным режиссером, а  не смог по семейным обстоятельствам.
Может быть, поэтому, но скорее потому что фестиваль развивается дальше, в этом году здесь меньше говорили про самого Вадима. И это кажется логичным — стартовав как творческие поминки по любимому многим человеку, теперь фестиваль современной драматургии выруливает на более масштабные темы. И это, пожалуй, лучшее, что можно придумать в память о Леванове.
Теории и практики
Третья Самарская литературная биеннале названа «Возвращение Максима» и посвящена будущему 150-летию . Разговорам о современной драматургии и наследии Горького посвятили большую часть второго дня. Михаил Дурненков сравнивал нашу драму с карликовой березой (которая не лучше, не хуже, а «другая»): «Российская драматургия передает ощущения человека в космосе. Человек слаб перед внешними силами и все, что у него есть — это его внутреннее наполнение, душа. Я много работал с иностранными режиссерами, и они не понимают, почему в русской литературе человек должен бросать семью, дом и идти скитаться. По западному канону, он должен прийти в дом, изменить все, примириться с семьей и зажить. А у нас почему-то все бросил, котомку взял и пошел. И мы внутренне понимаем, что это правильно!»
"Пьянство не делает горьковских проповедников пародийными, кто вам сказал, что у Горького вообще было чувство юмора", — возражала драматург и преподаватель питерского РГИСИ заместителю директора Гослитмузея Эрнесту Орлову. Определив Горького как «нечитаемого классика», из 16 пьес которого по-прежнему актуальна только «На дне», а прозу вообще без специального повода мало кто берет в руки, Скороход сама же и объяснила феномен наших отношений с писателем: «Наследие бывает экспонатное и ресурсное. Например, Пушкин — экспонатное, мы уже решили, что он „наше все“. А вот Горький — наследие ресурсное, потому что у нас еще не выработалось авторитетного взгляда на эту фигуру. Мы его еще не поместили на ту полку, с которой все бы согласились».
Юрий Клавдиев, как только приехал, сразу заявил, что Горький — его любимый писатель. А критик Кристина Матвиенко просматривает влияние Горького на структуру диалога у Клавдиева. «Я, как Горький, пишу людей нового типа» — соглашается Клавдиев. «Мне кажется,  — Горький нашего времени», — предположил Михаил Дурненков. Поначалу прозвучавшая странно, идея рассмотреть новую драматургию в контексте классика на деле оказалась продуктивной.
Театр «с секретом»
Театральная программа большей частью уместилась в первый день «Левановки», на закрытие оставили только спектакль «Я — пулеметчик» питерского театрального проекта Drum-n-drama — собственно, едва ли не главное событие этого фестиваля, благодаря гранту фонда Потанина и поддержке горадминистрации.
Текст Клавдиева в режиссуре был в живом времени структурирован сетами dj SHAHASH. Три актера в легких одеждах под медитативный саундтрек показывали пластические композиции и читали разложенный на три голоса текст одной из самых известных пьес Клавдиева, в которой, как всегда у этого автора, романтизация войны уживается с антимилитаристским пафосом. Медитативная интонация поглотила и пафос, и фабулу в едином «трипе в сознание», как описывают спектакль сами создатели.
В Литмузее с прошлой «Левановки» тоже многое поменялось. Практически каждый месяц уже третий сезон собирает зрителей в корпусе на улице Куйбышева «Уместный театр». Сыгранный в программе биеннале «Шкаф» по пьесе Леванова уже знаком самарцам с прошлого года. Спектакль организован так, что часть его происходит в соседней комнате. Зритель слышит доносящиеся звуки и видит актеров, когда они появляются в дверном проеме. Причем комната, в которой сидит публика, является, по сути, шкафом — тем самым, на котором в пьесе завязан сюжет. Необычную оптику и атмосферу спектакля отметили на обсуждении гости «Левановки».
На фестивале «Уместный театр» показал и читку пьесы Леванова «Настройщик». Дуэт Татьяны Каррамовой и Игоря Катасонова сумел по-новому представить хорошо знакомый опытным зрителям текст: остроумно разложенный на два голоса, рассказ о странной любви подростка и стареющего настройщика зазвучал неожиданно иронично и легко.
Были в программе и уже привычные для «Левановки» премьеры новых пьес Михаила Дурненкова и Юрия Клавдиева. Причем обе — «с секретом», на первый взгляд, не характерные для авторов, на более глубокий — логично продолжающие их развитие. Читка «Утопии» Дурненкова была подготовлена силами СГИКа, а Юрий Клавдиев с нескрываемым удовольствием от текста представил «Сказочного короля» в авторской читке.
Завершилась биеннале уже за пределами «Левановки» — закрытым профессиональным разговором «Музейного десанта», на который съехались представители крупнейших российских литературных музеев.
Видео дня. История красавицы, которую заперли в доме на 25 лет
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео