Три главные выставки недели
Марина Цветаева и Лидия Мастеркова в новом пространстве РГАЛИ, выставка классика московского концептуализма Льва Рубинштейна в Музее Москвы, весь финский дизайн за 100 лет в Мультимедиа Арт Музее
Тебе — через 100 лет…
Совместный проект РГАЛИ и Музея AZ (Музея Анатолия Зверева). До 31 марта
Совместная выставка Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ) и Музея AZ — редкий и удачный пример встречи на одной площадке поэта и художника: Марины Цветаевой и музы «второго авангарда» Лидии Мастерковой (1927–2008), единственной женщины среди художников-нонконформистов легендарной «Лианозовской группы».
Устроители проекта в новом выставочном пространстве РГАЛИ, приуроченного к 125-летию со дня рождения Марины Цветаевой, не ограничились традиционными архивом и авторскими оригиналами ее поэтических текстов. Помимо личных вещей поэтессы, ее автографов и фотографий, в экспозиции воссоздали круг ее общения в разные периоды драматичной биографии — здесь акварели и письма Максимилиана Волошина, рукописные тексты посвященных Цветаевой стихов Анны Ахматовой, Андрея Белого, Алексея Крученых, Осипа Мандельштама и Бориса Пастернака.
В свою очередь, Лидия Мастеркова посвятила любимой поэтессе большую серию графических и живописных произведений, представленных на выставке Музеем AZ, впервые на широкой публике. В 1975 году художница эмигрировала во Францию, и ее ретроспектива на родине прошла в Третьяковке лишь в 2006 году, незадолго до кончины Мастерковой. Так что коллекция Музея AZ — это возможность расширить представление о творчестве одной из самых ярких фигур нонконформистского искусства. И вовсе неожиданно здесь встретить стихи Лидии Мастерковой, посвятившей Цветаевой еще и несколько поэтических опусов.
Вход на выставку бесплатный. Выставочный зал работает со вторника по четверг, с 11:00 до 17:00 часов.
В начале было слово. Поэт и контекст. К юбилею Льва Рубинштейна
Музей Москвы. До 26 ноября
Лев Рубинштейн (р. 1947) не просто замечательный поэт, но еще и драматург, перформансист и видеохудожник. Все его творчество в своих разных ипостасях так или иначе связано с московским концептуализмом — литературно-художественным направлением в неофициальном искусстве 1970-х. Рубинштейн, собственно, и был одним из его основателей и главных действующих лиц наряду со Всеволодом Некрасовым и Дмитрием Приговым, участником ряда перформансов легендарной группы «Коллективные действия», организованной художником и поэтом Андреем Монастырским. Уже в конце 1960-х, в начале своего творчества, Рубинштейн экспериментировал со стихом в эстетике минимализма, а в середине 1970-х переступил традиционные границы литературы, записывая отдельные, как бы вырванные из контекста фразы на карточки, пародирующие библиотечные, и зачитывая их в произвольном порядке на публике.
Тем самым он стал создателем оригинального жанра «картотеки» на пересечении литературы, акустических эффектов и перформанса. Выставка, посвященная личности и творчеству Рубинштейна, не могла не охватить и тот особый московский художественный контекст неофициального искусства, где его творчество сформировалось и существовало. Здесь собраны не только ставшие легендой «картотеки», видеоработы, его личные вещи и прочие предметы, воссоздающие атмосферу 1970-х, но и произведения других классиков московского концептуализма и единомышленников поэта: реди-мейды Дмитрия Пригова и его портрет Рубинштейна, шелкография Ильи Кабакова, фотодокументация перформансов и артефакты «Коллективных действий», «Рисунки к Рубинштейну» Ольги Флоренской, инсталляции Ирины Наховой, графика на фарфоре Гриши Брускина.
Специально к выставке снято видеоинтервью Рубинштейна с комментариями по поводу московской художественной сцены и творчества его друзей. К выставке подготовлена обширная параллельная программа с участием видеохудожников, музыкантов разных направлений, композиторов и, конечно, поэтов. Это актуальное сегодня искусство, построенное, как и творчество Рубинштейна, на диалоге и пересечении вербального, визуального и акустического.
33 революции — 100 лет финского дизайна
Мультимедиа Арт Музей, Москва. До 17 декабря
Финский дизайн в его целостности, в обозрении длиною в век, его зарождение, развитие и имена, составляющие сегодня его гордость, — такая выставка у нас случилась впервые. К тому же, это тот особый случай, когда показ предметного мира опосредованно рисует историю страны, не только нашего ближайшего северного соседа, но и европейского государства, считающегося даже по европейским стандартам одним из самых демократических в мире, обществом, где «все равны». Финский дизайн тому лишь подтверждение: все здесь представленное создано исключительно «для человека», то есть комфортно, функционально, без излишеств.
Поэтому неудивительно, что, как бы давно эти вещи ни были созданы, люди, и не только в Финляндии, продолжают пользоваться ими, не подозревая, что все это появилось не сегодня, а 30 и больше лет назад. В первую очередь финны привезли на выставку, конечно, ставшие хрестоматийными образцы дизайна, такие как кресло Алвара Аалто, сконструированное классиком архитектуры модернизма в 1930-е годы для больных туберкулезом, или кресло-шар на тонкой ножке знаменитого дизайнера Эро Аарнио, прославившегося в 1960-е изделиями из пластика и стекловолокна.
Свой вклад в мировой дизайн (в его случае ювелирный) внес Бьёрн Векстрём, создавший в том числе ожерелье «Астероидные долины» для принцессы Леи в «Звездных войнах». Есть здесь и вовсе неожиданные экспонаты, как, например, «материнский пакет», который распространялся финским государством через женские консультации среди будущих матерей в 1940-е годы. Благодаря этому нововведению женщины стали ходить в медицинские учреждения, и это, в свою очередь, снизило младенческую смертность. А еще коробку от набора можно было использовать как колыбель. Лучшего примера дизайна как функции, да еще и на службе обществу, не придумаешь!