От неоклассических балетов к нетипичному мюзиклу: семь музыкальных номинантов на «Золотую маску»

Впечатляющий старт работы нового худрука и балетмейстера Театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко , «Принцесса цирка» с настоящими цирковыми номерами, обескровленный «Суини Тодд» и дебют в Большом театре.

От неоклассических балетов к нетипичному мюзиклу: семь музыкальных номинантов на «Золотую маску»
© Mos.ru

«Вторая деталь»

Видео дня

Московский академический музыкальный театр имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко (улица Большая Дмитровка, дом 17)

Номинация: «Балет/спектакль»

Ближайший показ: 14 декабря

Одноактный балет «Вторая деталь», поставленный в 1991 году легендарным , — один из самых известных спектаклей и яркий пример позднего периода творчества хореографа, которого называют в числе главных деконструкторов академического балета. В постановке нет рассказа, нет действующих лиц — только чистое движение, которое зарождается в 13 танцовщиках в лаконичных одинаковых костюмах под жесткий синтетический бит постоянного соавтора Форсайта — композитора .

Деконструктивистская «Вторая деталь» Форсайта вместе с неоклассической «Сюитой в белом» и чувственной «Маленькой смертью» на музыку составили программу вечера одноактных балетов «Лифарь/Килиан/Форсайт» — первой премьеры Театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко после прихода нового художественного руководителя Лорана Илера. Все три балета требуют большой подготовки и слаженности работы балетмейстера и труппы. «Вторая деталь», например, ставится в России редко: балет хоть и 22-минутный, но очень сложный по технике. Илер, большой поклонник хореографии Форсайта, в своей постановке делает упор на архитектуру движения. Бешеный поток энергии, который выдают танцовщики в его «Второй детали», отточенность движений и почти механическая четкость рисунка захватывают зал и, кажется, не дают перевести дыхания.

«Сюита в белом»

Московский академический музыкальный театр имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко (улица Большая Дмитровка, дом 17)

Номинации: «Балет/спектакль», «Балет / работа дирижера», «Балет — современный танец / женская роль»

Ближайший показ: 14 декабря

Второй номинированный на «Золотую маску» одноактный балет из программы «Лифарь/Килиан/Форсайт» — «Сюита в белом» Сержа Лифаря, поставленный им в 1943 году. Это тоже революционная для своего времени постановка. Абстрактная «Сюита» сегодня является практически синонимом балетной неоклассики.

Балет на музыку композитора XIX века Эдуара Лало к балету «Намуна», представленный на сцене парижской Гранд-опера в разгар оккупации, стал протестом Лифаря против общественного мнения. Его, когда-то приехавшего в Париж с «Русскими сезонами» и впоследствии возглавившего Парижскую оперу, наградили званием коллаборациониста из-за того, что тот не покинул Францию с приходом немецких оккупантов, а продолжал ставить балеты. Вскоре после премьеры он все-таки был вынужден покинуть свой пост, чтобы вернуться: с 1947 по 1958 год он вновь был назначен художественным руководителем Гранд-опера.

В постановке Илера «Сюита в белом» поразительным образом соединяюся оригинальная французская элегантность и строгость со страстью, присущей артистам русского балета.

«Билли Бадд»

Большой театр (Театральная площадь, дом 1)

Номинации: «Опера/спектакль», «Опера / работа дирижера», «Опера / работа режиссера», «Опера / мужская роль», «Работа художника в музыкальном театре», «Работа художника по костюмам в музыкальном театре»

Ближайшие показы: 21, 23, 25, 27 февраля 2018 года

Опера «Билли Бадд», написанная британским композитором на основе одноименной неоконченной повести , — одно из ключевых произведений музыкального театра ХХ века. Сюжет, связавший крепким морским узлом судьбы ангельски чистого матроса Билли Бадда, завистливого каптенармуса Джона Клэгга и справедливого капитана Эдварда Вира, имеет очевидные параллели с евангельским сюжетом. Клэгг не может выносить рядом с собой всеобщего любимца Бадда, буквально озаренного божественным светом, и обвиняет его в попытке организовать мятеж. Возмущенный Бадд случайно убивает его на глазах у всей команды, и капитан Вир, несмотря на свою любовь к матросу, вынужден осудить его по строгим правилам военного трибунала.

В Большом театре (новая сцена) «Билли Бадда» поставила интернациональная команда — дирижер , знакомый московской публике по работе над «Свадьбой Фигаро» в Большом (2014) и «Дон Жуаном» в Музыкальном театре имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко (2014), американский режиссер , известный своими модернистскими версиями классики, американский сценограф . Олден, вопреки своим привычкам, не изменил ни времени, ни места действия, оставив оригинальные конец XVIII века и военный корабль «Неустрашимый», впрочем, не сражающийся, а просто плывущий по волнам. Эту атмосферу блестяще создают декорации Стейнберга. А мрачная грозная музыка Бриттена в исполнении оркестра театра под управлением Лейси звучит не как гнев божий, а как равнодушный шум волн за бортом — ведь природе, как известно, все равно, какие несправедливости творит человек.

«Манон Леско»

Большой театр (Театральная площадь, 1)

Номинации: «Опера/спектакль», «Опера / работа режиссера», «Опера / женская роль», «Опера / мужская роль», «Работа художника в музыкальном театре», «Работа художника по костюмам в музыкальном театре»

Ближайшие показы: 24, 25, 26, 28 января 2018 года

Действие другой заметной премьеры Большого театра — оперы Джакомо Пуччини «Манон Леско», — напротив, перенесено из XVIII века условно в наше время. Вероятно, потому, что история, подобная описанной аббатом Прево в романе «История кавалера де Грие и Манон Леско» о совсем юной девушке, ставшей содержанкой богатого старика, вполне может случиться и сегодня.

Блистательная Анна Нетребко в главной роли (это дебют певицы в Большом театре) появляется на сцене в образе, будто взятом из лукбука какого-нибудь модного бренда: белое платье с пышной юбкой плюс вязаная островерхая шапочка. В руках у нее кукла, ее копия, призванная напоминать зрителю, что Манон еще вчера была ребенком и, собственно, им и осталась. Во втором акте кукла вырастает до исполинских размеров и грозно глядит в зал своими механическими глазами, как воплощение злого рока, сломавшего жизнь героини. За режиссуру отвечает Альберт Шапиро (еще один дебют на сцене Большого), за декорации — обладательница трех премий «Золотая маска» . Отдельного упоминания заслуживают хореограф , блестяще поработавшая с мимансом, и итальянский дирижер Ядер Биньямини, специализирующийся на постановках опер Джакомо Пуччини, и Джоаккино Россини.

«Фауст»

Московский театр «Новая опера» имени Е.В. Колобова (улица Каретный Ряд, дом 3, строение 2)

Номинации: «Опера/спектакль», «Опера / работа дирижера», «Опера / работа режиссера», «Опера / женская роль», «Опера / мужская роль», «Работа художника в музыкальном театре»

Ближайшие показы: 5 и 6 декабря

«Фауст» по одноименной трагедии Иоганна Вольфганга Гете — важное произведение для русской культуры. Среди его поклонников был писатель , упоминавший «Фауста» в своих произведениях, в том числе в «Мастере и Маргарите». Премьера «Фауста» в «Новой опере» состоялась осенью 2016-го — в год 125-летия Булгакова и 150-летнего юбилея первой московской постановки этой оперы. Юбилейная постановка получилась очень красивой: художница Этель Иошпа создала удивительно точные декорации, выглядящие как ожившие гравюры из старых изданий Гете, исторические костюмы Светланы Грищенковой тоже будто пришли из старой книги, например сборника немецких сказок. В спектакле Екатерины Одеговой множество отсылок к булгаковскому роману, при этом музыкальная часть не имеет практически никаких изменений.

«Принцесса цирка»

Московский театр мюзикла (Пушкинская площадь, дом 2)

Номинации: «Оперетта — мюзикл/спектакль», «Оперетта — мюзикл / работа режиссера», «Оперетта — мюзикл / мужская роль», «Оперетта — мюзикл / лучшая роль второго плана»

Ближайшие показы: 9, 10, 12, 13, 14, 16, 17, 19, 20, 21, 23, 24, 26, 27, 28, 29, 30, 31 декабря

Кажется, оперетта Имре Кальмана «Принцесса цирка» о любви светской дамы и циркового артиста, выступающего под псевдонимом Мистер Икс, на сцене Московского театра мюзикла стала еще более легкой и блестящей. Постановка, премьера которой состоялась осенью 2016 года, соединяет несколько жанров — оперетту, мюзикл, современный балет и цирк. Под руководством создателя канадского цирка «Семь пальцев» актеры театра вместе с приглашенными гимнастами и акробатами исполняют самые настоящие цирковые номера, в том числе и смертельный (за него отвечают исполнители роли Мистера Икс и ).

Впрочем, современные здесь только технологии, трюки и хореография. Как рассказывает Солдевилья, вдохновение он искал в фильме «Мистер Икс», снятом на в 1958 году с певцом в главной роли. Общая стилистика, костюмы и декорации приближены к советскому фильму.

«Суини Тодд, маньяк-парикмахер с Флит-стрит»

Театр на Таганке (улица Земляной Вал, дом 76/21)

Номинации: «Оперетта — мюзикл/спектакль», «Оперетта — мюзикл / работа режиссера», «Оперетта — мюзикл / женская роль», «Оперетта — мюзикл / мужская роль», «Работа художника в музыкальном театре»

Ближайшие показы: 23, 24, 25, 26 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря

XIX век, Лондон, Флит-стрит. Мужчина по имени Суини Тодд возвращается домой с недобрыми мыслями — он приехал мстить тем, кто замучил его жену. Он встает за парикмахерское кресло и потихоньку начинает перерезать горло своим врагам, а трупы сбывает своей подружке, владелице трактира, и та пускает их на мясные пирожки. Легендарный мюзикл Стивена Сондхайма о цирюльнике, использующем опасную бритву не по назначению, в 1970-х стал бродвейской сенсацией — таких сюжетов этот легкий жанр раньше не знал.

Популяризатор мюзикла в России сделал свою собственную версию «Суини Тодда» — не похожую ни на оригинал, ни на фильм с . Обошелся буквально малой кровью: на сцене нет ни кровавых фонтанов, ни огромной мясорубки — обычных атрибутов постановок этого спектакля. Вероятно, за это его нужно поблагодарить — ведь «Суини Тодд» Театр на Таганке позиционирует как первый иммерсивный мюзикл, а чувствовать себя полностью погруженным в атмосферу жестокости в течение трех часов было бы совсем непросто.