Евгений Герасимов: Эта вечная история — про сыр и мышеловку

В воскресенье, 19 ноября, на сцену «Ленкома» в премьерном спектакле Павла Сафонова «Сны Господина де Мольера...» в роли Людовика Великого вышел народный артист России Евгений Герасимов. Перед спектаклем артист ответил обозревателю «ВМ» на несколько вопросов. — Евгений Владимирович, наверное, это счастье — cыграть на прославленной ленкомовской сцене, да еще и в булгаковской драме? Думаю, да. «Кабала святош», по которой поставлен спектакль, — одна из ярчайших булгаковских пьес. Она ставилась в разные времена и в разных театрах, а сегодня играется в «Ленкоме» в постановке режиссера Павла Сафонова. В спектакле заняты блестящие актеры — Игорь Миркурбанов, Анна Большова, Иван Агапов. Звезды так сложились, что я играю одну из главных ролей — короля Людовика Великого. Я был введен в уже готовый рисунок спектакля на роль, которую до меня сыграл Виктор Вержбицкий. А это всегда ответственно, и особая нагрузка — входить в чужой рисунок, тем более что Виктор Александрович — прекрасный артист, у него очень яркие краски, которыми он пользовался. Но мне предложили, и приглашение Марка Захарова и Марка Варшавера пришлось по душе, я согласился. Надеюсь привнести в этот образ что-то свое, сделать его несколько иначе. — Тем более что тема взаимоотношения власти и искусства — сегодня как никогда актуальна. А вы — с одной стороны — артист и режиссер, а с другой стороны — чиновник. Так что просто обязаны привнести дополнительный объем в эту историю! — Тема «власть — творец» — вообще одна из самых популярных и постоянных, которые существуют в искусстве. Во времена Людовика, как, впрочем, и в любые времена, власть заигрывала с искусством и в своих интересах использовала эти взаимоотношения. И Мольеру приходилось немало лавировать. Но и получал ведь он от этой власти тоже немало. История-то эта на самом деле — про сыр, который лежит в мышеловке. Когда творец перебарщивает, вырывается за рамки предложенного, то мышеловка захлопывается. Так произошло и с Мольером. Постановка Павла Сафонова — яркая, сложная, неоднозначная. И там очень интересные взаимоотношения Людовика и Мольера. Людовик ведь много сделал для культуры и искусства, он был образованным человеком и очень трепетно относился к Мольеру, его творчеству, высоко их оценивал. Но тем не менее, когда оказались задеты интересы влиятельных по тому времени институтов, наметился конфликт. Когда Мольер перешел некую границу по отношению к церкви и церковной власти, стал едко высмеивать ее в своих произведениях, то это для комедиографа закончилось трагедией. Людовик об этом сожалел. Но не мог поступить по-другому. — Как вы ощущаете себя на сцене рядом с новыми партнерами? У вас это — второй спектакль на сцене этого театра? — Я вошел в спектакль без репетиций. К моменту встречи с режиссером уже практически знал текст наизусть. Поэтому чувствовал себя достаточно уверенно. У меня были чтения с режиссером, но первая репетиция состоялась перед самым спектаклем. Я прошел сцены с артистами, а потом состоялся сам спектакль. В «Ленкоме» сложился потрясающий, редкий по своей доброжелательности, по умению протянуть руку вводящемуся коллеге коллектив. Я ведь тридцать пять лет назад играл на сцене Театра имени Маяковского. А в «Ленкоме» моим первым спектаклем год назад стал «Странный народ эти взрослые» по повести «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери, где я сыграл заглавную роль и роль пилота самолета. — Каким вы видите Людовика? Тонким, циничным, жестким. При всем том — умным и образованным человеком. Понятно, что я буду с каждым спектаклем открывать для себя в тексте что-то новое, да и, наверное, в себе тоже буду открывать. Очень хочется сделать Людовика сложной и неоднозначной фигурой. ПРЯМАЯ РЕЧЬ Павел Сафонов, режиссер спектакля «Сны господина де Мольера...»: — Мы назвали наш спектакль по пьесе Булгакова «Кабала святош» — «Сны господина де Мольера...». Сны, потому что наша действительность иногда и впрямь как дурной сон. И хочется встряхнуть всех, чтобы проснулись, чтобы увидели, что нельзя убивать за веру, что нельзя предавать. С другой стороны, сны — это и мечты, и надежды наши, самые заветные, любовь, которая не от ума, а от сердца. И в этой любви все сходится и становится целым, настоящим. Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!

Евгений Герасимов: Эта вечная история — про сыр и мышеловку
© Вечерняя Москва