Клуб Друзей театра. Первая пятилетка
В полумраке кулис горели белые пачки танцовщиц. Балерины были повсюду. Одни пристально наблюдали за сценическим действом, ожидая свой выход. Другие, сидя на полу, завязывали пуанты. Некоторые просто беседовали друг с другом на совершенно отвлеченные темы. И все равно казалось, что я очутилась среди небожителей. Пробираясь все ближе к сцене, выверяла каждый шаг, боялась нарушить какой-то мистический закулисный процесс, распорядок, традицию. Уверена, легко могла остаться незамеченной, если б не одно «но» — букет желтых тюльпанов, с которым я шла практически в обнимку. Нежные бутоны цветов казались ужасно хрупкими. Такими, что могли поникнуть даже от пристальных взглядов. Вот оркестр взял финальный аккорд, медленно закрылся занавес, я услышала гул аплодисментов. Артисты пошли на поклон и последнее, что помню – легкий толчок сзади, а затем командный голос администратора: «Давай!». Неровно дышала к балетному искусству давно, но возможность вручить цветы солистке прямо на сцене появилась впервые. Тогда эта возможность казалось не просто везением, а случаем особым, буквально выцарапанным у судьбы. Несмотря на мое волнение, через пару минут букет уже был в руках примы. А я, переполненная восторгом, с чувством выполненного долга, спешила вернуться в свою стихию – зрительскую часть театра. Говорят, желтые тюльпаны – вестники разлуки. А вы не верьте. С тех пор прошло тринадцать лет, но разлучиться с Екатеринбургским театром оперы и балета не могу. Обычно мои театральные выходы связаны с премьерными спектаклями или просто полюбившимися балетными постановками. Однако Екатеринбург – город не маленький и культурных мероприятий у нас предостаточно. В условиях такой жесткой конкуренции, спектакли – не единственное, что может и должен предлагать своим зрителям современный столичный театр. Уж не знаю, с целью ли привлечения новых людей или сохранения уже завоеванной аудитории на базе театра оперы и балета был создан Клуб Друзей. Это сообщество поклонников вокального и танцевального искусства, для которых кураторы клуба периодически устраивают встречи с артистами, дирижёрами и постановщиками спектаклей. Интересно? А как же! Приходя на такое «собрание» участники, как минимум, узнают много нового об отдельных постановках: о задумке режиссера, о мнении дирижера, который собирает музыкальную часть оперы или балета воедино. Я уже не говорю о живом общении с артистами! Раньше поклонникам приходилось сначала долго зарабатывать, а уж потом обналичивать кредит доверия в мимолетной беседе с отдельными исполнителями. А сейчас любой участник встречи может почувствовать себя заправским журналистом. Задать артистам — не только своим любимцам, но и другим солистам театра – необычные, глубокие и даже провокационные вопросы. Организаторы уверяют, такие беседы проходят в непринужденной форме, присутствует атмосфера тепла и общий позитивный настрой. Знаете, я склонна с этим согласиться… Считаю, что на эти встречи может прийти абсолютно любой человек. Хотя театр и носит звание «академический», но современные постановки балетов и неординарные прочтения оперных шедевров здесь уже не в новинку. Сама я опасаюсь модных режиссерских изысков, но оценить современные хореографические зарисовки всегда готова! И считаю, что даже человек далекий от искусства, но обладающий природной любознательностью, может стать участником Клуба Друзей. Последняя встреча любителей оперы и балета состоялась 18 ноября и еще сильнее укрепила мое мнение о доступности искусства и всего, что с ним связано. Если в этот день на встрече появились новички, они сразу получили «вишенку с торта». Очередное собрание было приурочено к пятилетию Клуба и прошло в необычном формате. Всех присутствующих, без малого шестьдесят человек, провели за кулисы, устроили экскурсию по той части театра, которая обычно закрыта для зрителей. Открывая дверь с надписью: «Вход воспрещен», поняла, что воспоминания, связанные с закулисной жизнью, никуда не пропали. Они — живее всех живых. Спектакля не было, но поднимаясь на сцену вновь почувствовала хоть и легкое, а все-таки волнение. Сначала, вместе с заместителем директора по художественно-постановочной части Андреем Витальевичем Плешаковым, мы направились в декорационный цех. «В этом цехе происходит вся живописная работа при подготовке декораций. Сейчас вы видите, что здесь лежит будущий суперзанавес для Рождественского концерта. Сначала художники рисуют его в карандаше, потом будут живописать. Цех устроен так, что можно постелить два задника и два занавеса размерами 10х14 метров, — пояснил Андрей Витальевич. – В театре есть швеи по костюмам, а в декорационном цехе работают швеи, которые ремонтируют все мягкие декорации. Также именно здесь проходит сдача макета нового спектакля. Художник-постановщик встречается с начальниками цехов и обсуждает возможные варианты исполнения своей задумки. Как делать, из каких материалов, какой краской покрывать…». После непродолжительного променада в художественно-постановочной части нам дали возможность присутствовать на репетиции в балетном классе. И тут все шестьдесят человек как будто решили одновременно протиснуться в открытую дверь. В одну узкую, открытую дверь. Возможно, они еще не видели профессиональных танцовщиков так близко? Для меня же приятнее всего было просто наблюдать за работой наших прима-балерин – Елены Кабановой и Надежды Ивановой. Жаль, что организаторы запретили вести фотосъемку. Я бы поснимала осторожно, без шума и вспышки. Но, тут уже ничего не попишешь. На обратном пути отвела душу и сделала пару снимков декораций к спектаклю «Кармен», до начала которого оставалось буквально полчаса. Что хочется сказать в конце? Многие зрители писали, как мечтают побывать за кулисами. И театр пошел им на встречу, устроив такую экскурсию. Сказать по правде, организация могла быть лучше, если бы нас разделили на две группы. Все-таки, когда ждешь в коридоре пока «все подтянутся», запал и интерес постепенно угасает… Уверена, организаторы учтут этот опыт. Перед юбилейной встречей в социальных сетях звучало много предложений относительно работы Клуба: дискуссионные обсуждения спектаклей, обучение членов Клуба для проведения экскурсий по театру, встреча с директором театра, присуждение премии от Клуба лучшим артистам и даже фотосессия в костюмах из спектаклей. Я первым делом голосую за встречу с Андреем Геннадьевичем Шишкиным, а там – посмотрим… Удалось ли во время первой пятилетки Клуба Друзей повысить уровень культуры зрителей? Думаю, да. Очень хочется, чтобы и вторая пятилетка прошла не мене успешно! Как говорится, выполним и перевыполним!