Большой театр покажет премьеру балета "Ромео и Джульетта" в постановке Алексея Ратманского

МОСКВА, 21 ноября. /Корр. ТАСС Ольга Свистунова/. Государственный академический Большой театр России (ГАБТ) готовится к премьере балета Сергея Прокофьева "Ромео и Джульетта" в постановке хореографа Алексея Ратманского. Во вторник на Новой сцене ГАБТ состоится генеральная репетиция спектакля, серия премьерных показов которого пройдет с 22 по 26 ноября, сообщила ТАСС пресс-атташе Большого театра Катерина Новикова, отметив, что билеты на все представления полностью раскуплены. При этом она обратила внимание на то, что в репертуаре Большого уже давно существует еще одна версия балета "Ромео и Джульетта" в хореографии Юрия Григоровича, которая идет на Исторической сцене. "Та постановка создана в 1979 году и капитально возобновлена в 2010 году", - напомнила Новикова, добавив, что теперь в афише ГАБТ будут значиться два одноименных спектакля. "Вообще, у балета "Ромео и Джульетта" богатая история, которая во многом связана с Большим театром", - подчеркнула пресс-атташе ГАБТ. Из истории балета Новикова рассказала, что балет "Ромео и Джульетта" был написан Сергеем Прокофьевым в 1935-1936 годах. О том, как это происходило, сам композитор поведал в "Автобиографии". "В конце 1934 года возникли разговоры с Ленинградским театром имени С. М. Кирова (ныне Мариинский театр - прим. ТАСС), - писал Прокофьев. - Меня интересовал лирический сюжет. Набрели на "Ромео и Джульетту" Шекспира. Но Театр имени Кирова пошел на попятную, и вместо него заключил договор московский Большой театр". "Весною 1935 года мы с Радловым разработали сценарий, тщательно консультируясь с балетмейстером по всем техническим вопросам, - продолжал композитор. - В течение лета музыка была написана, но Большой театр нашел ее нетанцевальной и нарушил договор". "В ту пору много разговоров возникло вокруг нашей попытки закончить "Ромео и Джульетту" благополучно: в последнем акте Ромео приходил на минуту раньше, заставал Джульетту живою, и все кончалось хорошо. Причины, толкнувшие нас на это варварство, были чисто хореографические: живые люди могут танцевать, умирающие не станцуют лежа После нескольких бесед с хореографами оказалось, что можно разрешить балетно конец со смертельным исходом, а затем родилась и музыка для этого конца", - пояснял Прокофьев. В итоге мировая премьера "Ромео и Джульетты" состоялась 30 декабря 1938 года в Национальном театре города Брно в постановке Ивана Псоты. На сцене Кировского театра спектакль был выпущен в постановке Леонида Лавровского и декорациях Петра Вильямса в 1940 году, главные партии исполнили Галина Уланова и Константин Сергеев. В Большом театре балет "Ромео и Джульетта" в той же постановке появился после войны в 1946 году. Роль Джульетты также исполняла Галина Уланова, в партии Ромео был Михаил Габович. К партитуре Прокофьева обращались хореографы всего мира. Среди самых известных постановок - работы Кеннета МакМилана (премьера 9 февраля 1965 года, Английский Королевский балет), Фредерика Аштона (19 мая 1955 года, Датский Королевский балет), Джона Кранко (26 июля 1958 года, театр Ла Скала, Милан), Рудольфа Нуреева (1977 год, Лондон Фестивал Балет). В Большом театре "Ромео и Джульетту" уже в ХХI веке ставили Деклан Доннелан, Ник Ормерод и Раду Поклитару. С 1979 года по наши дни в репертуаре театра этот балет идет в постановке Юрия Григоровича и декорациях Симона Вирсаладзе. Версия Алексея Ратманского Новую постановку "Ромео и Джульетты" в Большом осуществляет Алексей Ратманский, продолжила пресс-атташе театра. Она рассказала, что впервые хореограф показал эту работу в 2011 году в Торонто по заказу Национального балета Канады. Спектакль получил высокую оценку критиков и зрителей, отметивших экспрессивность, музыкальность, драматическую наполненность балета. "Возможно, история стала менее сентиментальной, но обрела свежее, живое дыхание, у этой истории есть душа", - писала о спектакле канадская пресса. По словам самого Ратманского, вдохновляясь гениальной музыкой Прокофьева, он не стал отходить от сюжета Шекспира и сохранил в своей постановке исторический колорит Италии эпохи Возрождения. "Когда начинаешь работать с музыкой, невозможно ей эмоционально не отвечать, даже если ты не поклонник Прокофьева или музыки ХХ века. Такие формулы, такие мелодии, такая музыкальная драматургия, что остаться равнодушным просто невозможно", - процитировала хореографа пресс-атташе. Она также привела еще одно признание балетмейстера, в котором он сообщает, что немного поменял оригинальное либретто. "Я позволил себе изменить один сюжетный ход: Джульетта просыпается до того, как умер Ромео. Танцы с мертвым телом меня всегда смущали", - пояснил свою концепцию Ратманский. Балет "Ромео и Джульетта" поставлен Ратманским на пуантах. "Классический танец для меня - абсолютно живой язык, - сказал хореограф. - Одно время - в детстве, в юности - я пытался копировать всякие авангардные вещи. Но в какой-то момент понял, что это имитация. То, что я знаю, это классический язык. С тех пор у меня сомнений не было, и нет сейчас". Главные партии репетируют Екатерина Крысанова, Анастасия Сташкевич, Евгения Образцова (Джульетта), Владислав Лантратов, Вячеслав Лопатин, Семен Чудин (Ромео), Игорь Цвирко, Антон Савичев, Артур Мкртчян (Меркуцио) и другие. Дирижер-постановщик - Павел Клиничев. Над спектаклем работали также сценограф и художник по костюмам Ричард Хадсон, художник по свету Дженнифер Типтон, ассистенты хореографа Грета Ходжкинсон и Александр Антониевич.