Войти в почту

Две "Армении" на ВНДХ – тут коньяк, там музей

Лиана Минасян, Sputnik. Что такое нынешняя ВДНХ? Это несколько культурных слоев времен исторического материализма от 1939 до 2017 годов: вот "вампир и барокко", вот сиротское "хрущевство", а вот реконструкторы очищают фасады от следов унылого "брежневизма" и изгоняют торговцев из этого заповедника советской архитектуры. ВДНХ начали перестраивать к ее 75-летию: расчистили главную аллею от кафе и киосков с едою. Заинтересованные москвичи начали опасаться, не сгинут ли все эти резные двери, кованые фонари, мраморные чаши и другое сложное рукоделье, и не появятся ли вместо них алюминий и пластик… Павильон Армении (позже — "Здравоохранение") был построен по проекту архитекторов Каро Алабяна и Самвела Сафаряна в 1939 году, и за время своего существования много раз перестраивался и менял свой внешний вид. До конца этого года работы по восстановлению фасада будут закончены, а зимой реставраторы перейдут к работе над интерьером павильона, сообщила ранее Юлия Логинова, советник руководителя Департамента культурного наследия города Москвы, куратор реставрационных работ на ВДНХ. Казус состоит в том, что у Республики Армения уже есть свой павильон на ВДНХ. Это популярное у москвичей место отдыха на центральной площади – с рестораном, дегустационным залом, ювелирами и сувенирами. Во что превратится вторая "Армения", историческая, Sputnik расспросил историка ВДНХ, автора официального путеводителя по Выставке Павла Нефедова. Почему Армения станет Музеем Востока Исторический павильон "Армения" восстанавливается как дополнительная площадка для Музея Востока, рассказал он. Республика Армения продолжит использовать другой павильон, который прежде назывался "Лесная промышленность". Это вызывает путаницу: вывеска "Армения" гордо водружена на здание, которое совершенно не соответствует заявленному. Но других претензий нет: павильон хорошо отремонтирован, здание содержится в достойном виде. Там оживленно, туда приходят люди, пьют кофе и коньяк, а это всегда хорошо. Реставрацией всех павильонов центральной части занимается Департамент культурного наследия Москвы, выделяются на это деньги Москвы. Он же определяет очередность и характер реконструкции. Общая идея руководства ВДНХ и департамента – создание в павильонах различных выставочных площадок. Те павильоны, которые отданы тем или иным республикам – Белоруссия, Абхазия — исключение, решение об этом было принято политическое. Наверное, многим людям в постсоветских странах приятно сознавать, что в Москве на ВДНХ есть павильон с названием их страны. Но мы понимаем, что полноценное возвращение представительств республик – идея утопическая. По двум простым причинам: во-первых, часть республик никогда сюда не вернутся, во-вторых, есть республики, которые и готовы бы вернуться, но их павильоны не сохранились. Словом, как исторически судьба павильонов ВДНХ была совершенно разная и не соотносилась с судьбой самих республик, так и нынешняя их судьба решается по ситуации. Единого рецепта здесь объективно нет. ВДНХ — это и отдых, и образование, и выставки. Какой исторический период стал отправным при восстановлении павильона У нас и в обществе, и на выставке нет никакого консенсуса, как относиться к периоду 30-50-ых годов. Есть общее преставление, что, например, изображения Сталина воспроизводиться не будут. Все остальное решается в индивидуальном порядке. В начале своего существования выставка была своеобразной лабораторией, где выплавлялись советские национальные черты. Все павильоны старались отдавать в работу местным архитекторам. После того, как на ВСХВ постройка получала высшую резолюцию, архитектуру и живопись, декоративные приемы экспортировали обратно, они превращались в некий стандарт, и сами художники становились в республиках важными людьми. Павильон Армении строили Алабян и Сафарян. Каро Алабян впоследствии стал крупным архитектурным чином: главный архитектор Москвы, академик. Армянский павильон ВДНХ При этом выставка должна была выглядеть как единое пространство социалистической архитектуры. Она не должна была напоминать какое-нибудь ЭКСПО, где павильоны соревнуются друг с другом в оригинальности. В генплане ВДНХ специально оговаривалось соблюдение строгой иерархии павильонов, которая подсказывала бы посетителям, как правильно осматривать и куда идти в первую очередь. Сам Хрущев, который принимал живое участие в работе выставки, настаивал, что при создании национальных павильонов надо соотноситься с экономической ролью и весом республики в рамках СССР. О фасаде при строительстве павильона заботились, конечно, в первую очередь. У выставки никогда не было избыточного финансирования. Есть сегодня такое заблуждение, что в СССР патронов не жалели, но документация показывает, что на какие-то важнейшие вещи, например, на гигантский постамент под статуей Сталина просто не хватило гранита. Дело тихо замяли, а тут и 1953 год подоспел. Как Армения превратилась в Здравоохранение Все сохранившиеся национальные павильоны сейчас реконструируются. Этот процесс затронул всю центральную историческую часть выставки, рассказал Нефедов. Расположение павильонов на центральной площади во многом случайно. Так сложилось исторически, так они были построены в 1939 году, когда выставка открылась как сельскохозяйственная, ВСХВ. В 1954 году, когда она открылась снова после войны, павильоны оказались прежних местах. Впрочем, определенная логика в их расположении прослеживается: например, армянский, азербайджанский и грузинский было решено поставить рядом. Первоначально это вообще был единый павильон Закавказских республик (напомню, до 1936 года существовала и единая Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика). Армянский павильон ВДНХ Но когда стало понятно, что выставка становится более помпезной и основательной, чем задумывалось первоначально, то всем республикам выдали по своему павильону. Закавказский отдали Грузии, армянский и азербайджанский построили. В 1967 году случилась еще одна большая перетряска выставки к 50-летию Октябрьской революции – наводили красоту, как ее понимали в это время. Все павильоны сохранились на своих местах, но те, что были построены из дерева, пришли в негодность, многие сгорели. Так, в частности, исчез павильон Грузии. А все, что было построено в камне – сохранилось. Павильон Армении был построен из туфа, и оказался в числе тех выставочных построек, у которых сравнительно счастливая судьба. С 30-х по 50-е годы он вообще никак не менялся. В 60-ые годы его достроили. Заметные перемены начались уже в 1963 году, когда начался переход от республиканского на отраслевой принцип устройства павильонов. Это означало, что все республики попросили убраться с выставки, и раздали павильоны министерствам. Напомню, в 1961 году была принята новая программа партии. Она провозглашала, что в 80-м году будет построен коммунизм, и что сложилась новая общность – советский народ. Первоначальный приоритет ВДНХ – продвигать национальное разнообразие – поменялся. Решено было показывать гомогенное общество, где все более или менее одинаковы. Тогда же стали приводить в соответствие с новым содержанием фасады, которые должны были символизировать технический прогресс. И только когда происходил какой-то смотр культуры с танцами, на ВДНХ проявлялись национальные особенности. Армянский павильон стал называться сначала "Пищевая промышленность", потом последовал еще ряд переименований, и в 70-е годы он превратился в "Здравоохранение". На нем сначала появилась аккуратная вставка, накрывшая три арки на фасаде, к концу 90-х превратившаяся в сплошную белую выгородку. Все национальные особенности исчезли, только торцевые фасады из туфа напоминали об Армении. При этом это был один из самых посещаемых павильонов на выставке – там продавали лекарства. У исторического павильона "Армения" под поздней пристройкой частично сохранилась латунная решетка с фруктами, ее воссоздали по замыслу 1939 года, как и глубокий синий фон фасада. Ручной труд и редкие материалы: как воссоздать советский пафос На ВДНХ сейчас занимаются в основном воссозданием, а не реставрацией, продолжает Нефедов. Отчасти это связано с тем, что многие из работ, украшавших павильоны – довольно ремесленная работа. Многие художники относились к ней, откровенно говоря, как к халтуре, способу заработать. Тем не менее для восстановления советской архитектуры пришлось вспоминать ремесленные навыки середины ХХ века: как работать с лепниной, с мозаикой, как производить смальту, которую последние 50 лет мало где использовали. И столярка на уровне 50-х годов современным мастерам пока не удается. Так что идет реконструкция, строительство новодела, который в новых материалах и в новой технике воспроизводит пафос социалистической архитектуры.

Две "Армении" на ВНДХ – тут коньяк, там музей
© Sputnik Армения