Войти в почту

В Кунсткамере открылась выставка о ритуалах дервишей с элементами дополненной реальности

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 21 ноября. /Корр. ТАСС Наталия Михальченко/. Приверженцы одного из мистических направлений ислама - персидские кружащиеся дервиши - превратили в свою "площадку" один из залов в Музее антропологии и этнографии (МАЭ) имени Петра Великого РАН. Во вторник здесь открылась фотовыставка о ритуалах дервишей, которые посетители могут увидеть и в режиме дополненной реальности, передает корреспондент ТАСС. Чтобы увидеть, как дервиши начинают кружиться, чтобы войти в транс и, по их представлениям, приблизиться к Богу, - любому желающему достаточно навести смартфон на фотографии, размещенные в ротонде музея. Мультипликация считывается с помощью специального QR-кода, на экране смартфона панорама выставки дополняется танцующей фигурой, выполненной в формате 3D-анимации. А самые удачливые посетители выставки смогли увидеть реконструкторов, исполнивших обрядовый танец в характерных дервишеских одеяниях. В последующие дни добавится еще одна опция: через смартфон, наведенный на фото, можно будет считать и видео с выступления реконструкторов. "Прием совмещения изобразительного фоторяда, технологии дополненной реальности и выступления реконструкторов в музейном пространстве применяется впервые", - сказал ТАСС один из организаторов проекта, президент фонда "Аль-Макаш" Игорь Панков. Обряд, характерный для суфийских практик, некогда широко распространенных в исламском мире, реконструкторы и ученые воссоздали, чтобы посетители выставки получили более полное представление об этом культурно-религиозном феномене, сообщил ТАСС замдиректора МАЭ РАН Ефим Резван. Основу экспозиции, которая будет работать три месяца, составили больше 30 фотографий из фондов музея. Значительная часть изображений демонстрируется впервые. Фотографии поступили в музей от разных собирателей, но все фото сделаны одним мастером - персидским придворным фотографом Антоном Севрюгиным (1830-1933). Севрюгин, сын российского дипломата, был придворным фотографом персидской династии Каджаров и владельцем одного из самых успешных фотоателье в Тегеране. Всего в коллекции МАЭ РАН собрано более 600 его работ, изображающих дервишей. Кружения дервишей были важной частью медитативной практики суфизма. Они легко включали в себя элементы местной культуры, что облегчало восприятие исламских истин в первоначально чуждой культурной среде. Ритуал часто сопровождался игрой на музыкальных инструментах, пением, чтением Корана. В 2005 году сама (с ударением на последний слог - прим. ТАСС), или обряд кружения дервишей, объявлен ЮНЕСКО шедевром устного и нематериального культурного наследия.