Истории
Люди
Вещи
Безумный мир
Места
Тесты
Фото

В столице Киргизии отметил юбилей современный театр импровизации

Чтобы сыграть спектакль, актерам театра "Место Д" не нужны сцена, занавес, зал и декорации. Местом действия им может служить офис, бар, улица и даже общественный транспорт. Артисты оригинального жанра находят зрителей и живой отклик повсюду, создавая на время представления собственную реальность.

В столице Киргизии отметил юбилей современный театр импровизации
Фото: Российская ГазетаРоссийская Газета

Дебют с ветерком

Видео дня

Говорят, театр начинается с вешалки. "Место Д" начался с амбициозной идеи энтузиастов создать в азиатской республике нетрадиционный храм Мельпомены. Десять лет назад новоиспеченный коллектив ворвался, а точнее въехал в культурную жизнь Бишкека на автобусе. Прямо внутри движущегося общественного транспорта артисты дебютировали со спектаклем "Маршруткастан, или Здесь я только пассажир". Необычный перфоманс произвел настоящий фурор в Киргизии, а затем и на ереванском фестивале. Ставила "Маршруткастан" режиссер и руководитель алматинского театра "Артишок" .

- "Артишок" можно считать нашей мамой, - а ташкентский театр "Ильхом" - папой, - говорит один из учредителей "Место Д" режиссер . - В студенческие годы я и Александра Богдасарова, вместе с которой мы впоследствии основали театр, учились в "Ильхоме" в лаборатории молодых режиссеров у . Там мы и увидели, каким может быть современный театр.

После успешного дебюта собралась целая группа единомышленников, которые почувствовали, что могут создать что-то свое. В результате получился авторский, экспериментальный театр импровизации, который всегда удивляет зрителя. От своих государственных и академических собратьев он отличается, прежде всего, независимостью и оригинальностью.

- Над нами никто не стоит, мы не выполняем госзаказы, - объясняет основатель театра. - В творческом плане делаем что хотим. Мы сами авторы, режиссеры и актеры в своих постановках. А значит, каждый спектакль - это что-то новое, не пережеванное другими тысячу раз.

Место, где дом

Название "Место Д" расшифровывается просто - "место действия". Но для Сергея театр стал чем-то более сокровенным.

- Для меня это дом - место, где я чувствую особую теплую атмосферу, - признается режиссер. - В театр в разное время приходило много ребят, и некоторые оставались, чтобы творить. Поэтому "Место Д" - прежде всего необычные личности, которые создают удивительные перфомансы и спектакли. Без этих людей не было бы театра.

Сегодня независимый храм Мельпомены держится на хрупких плечах пяти девушек: Александры Богдасаровой, , Ирины Гайсаровой, Алены Иргашевой и Яны Александровой. Каждая из них умудряется совмещать актерство и режиссуру со своей основной работой. Параллельно они организовывают в Бишкеке грандиозные международные фестивали уличных театров. Причем делают это не ради денег, а из большой любви к искусству.

У "Места Д" нет постоянного специализированного здания, как у обычных театров. Первые два года коллектив базировался в Государственном национальном русском театре драмы, руководство которого бесплатно выделило ребятам помещение. Здесь они ставили спектакли, репетировали. Сейчас штаб независимого театра размещается в подсобной комнате одного из столичных баров. Здесь у них и костюмерная, и гримерка, и склад для реквизита. Днем, когда в баре нет посетителей, прямо в зале проходят репетиции. Иногда здесь же идут спектакли. Количество мест ограничено: вместимость помещения около 50 человек. Поэтому на представлениях, как правило, аншлаг.

Штучный продукт

Театр взрослеет и изменяется вместе с творческим коллективом. Многие из ранних постановок были откровенно провокационными, эпатажными. Но последние творения стали глубже, заставили зрителя задуматься о серьезных вещах, например о своем месте в мире, о доме и родном городе.

- Спектакль "Город, в котором я..." о старом советском Фрунзе и современном Бишкеке, - рассказывает режиссер и актриса театра "Место Д" Ольга Щетинина. - Мы создавали его полгода: долго работали с архивами, узнавали, как строились заводы, кинотеатры, учебные заведения. Параллельно показывали и современную жизнь города и страны. И будто специально перед каждым спектаклем парламент подкидывал нам свежую шутку: то покупали кресло за 2,6 миллиона сомов, то "золотые" шторы и ковры. Мы на сцене обсуждали, как же эти обновки помогут поднять экономику страны, а зрители нас живо поддерживали.

Как оказалось, этот спектакль был о личном, наболевшем. Режиссировал его Сергей Лысенко, который в то время собирался переезжать в Златоглавую. Отсюда и главный вопрос постановки: уезжать или оставаться жить там, где родился?

- Сейчас "Город" не ставится, потому что люди, которые его делали, разъехались, - вздыхает Ольга. - А восстанавливать его с другой командой - нечестно по отношению к самому творению. Ведь спектакль - это часть души и состояния каждого задействованного в нем человека. В "Городе" играли 12 артистов, пять из которых - профессионалы.

Каждая постановка театра импровизации - продукт штучный. Даже один и тот же спектакль никогда не повторяет себя. При этом жизнь произведения здесь коротка: его играют не больше года.

- Спектакль живет, пока свежи наши впечатления и эмоции, - объясняет Ольга. - Мы работаем только над тем, что нас волнует. Поэтому почти каждая постановка получается резонансной, знаковой. Например, один из наших последних спектаклей "UFO"по пьесе . Он не про НЛО, скорее, про тишину. Он проходил в открытом пространстве бара. Люди могли прийти, взять какой-нибудь напиток. Пять актеров играли прямо у стойки. Слово "НЛО" в их монологах служило катализатором, помогающим понять что-то очень глубокое и важное, например, тишину. Ведь мы никогда не слышим настоящую тишину. Вот человек увидел НЛО и на бесконечные десять минут услышал тишину, почувствовал покой. Вся интрига постановки в том, что зрителям неизвестно, кто из посетителей бара актер и когда он начнет говорить.

Рассказывать о готовящихся постановках актриса и режиссер отказалась: плохая примета.

- В любом случае планируем фестивали и спектакли в новом формате. Как всегда, будем экспериментировать и, надеюсь, удивлять, - кратко сообщает она.

Кстати

В каждой постановке театра задействован хотя бы один непрофессиональный актер. Двери здесь открыты любому желающему сыграть в нестандартном спектакле.