Войти в почту

«Шлягеров на всех не хватает»

Григорий Лепс о криминале, Элисе Купере и новогодних огоньках Григорий Лепс играет в Crocus City Hall серию концертов, посвященных выходу нового студийного альбома «Ты чего такой серьезный?». В заглавие альбома вынесена фраза, сказанная Владимиром Путиным одному из рабочих во время посещения концерна «Калашников». Среди прочего в альбом вошли песни Элиса Купера, Сергея Шнурова и Максима Фадеева. 55-летний Григорий Лепс представил публике Crocus City Hall обновленный аккомпанирующий состав, в который входит один из лучших российских гитаристов — Федор Досумов. Большая часть песен, звучащих в программе, решены в суровом хард-роковом звуке, при этом Григорий Лепс не отказывает себе и в удовольствии зачитать несколько рэповых куплетов. Борис Барабанов побывал на концерте Григория Лепса и расспросил его о том, стало ли опаснее играть концерты на закрытых мероприятиях, о песнях, которые не доступны в интернете, и о дефиците шлягеров на российской сцене. — Григорий, несколько дней назад вы были упомянуты в числе артистов, чьи выступления планировались на том самом дне рождения в «Москва-Сити», на котором имела место перестрелка вполне в духе «диких 90-х». Надеюсь, в вашей команде никто не пострадал? — Нам постоянно задают вопросы на эту тему. «Должен был участвовать» и «участвовал» — две большие разницы. Я не участвовал в этом концерте, на сцену не выходил. Конечно, я знаю, о чем речь, но я не в курсе деталей. Случается, люди ссорятся. Такие вещи случаются во всем мире. В США стреляют через каждые пять минут. Даже в школах. Не думаю, что стоит делать из происшедшего в «Москва-Сити» трагедию для всей страны и говорить о том, что «1990-е вернулись». Скорее всего, я знаком с целым рядом людей, которые были на этом дне рождения. С некоторыми — 30–35 лет. Я артист, я со многими знаком. Работа такая. Но я повторю: делать из этой истории вывод в том духе, что у нас в стране разгул бандитизма, я бы не стал. Скорее наоборот. И уж точно мы не являемся каким-то исключительным примером на фоне других стран. Знаете, мы каждый день в новостях слышим: «Преступному сообществу нанесен очередной удар». Удары наносятся, а криминал как существовал, так и существует. — Как получилось, что версия альбома на онлайн-платформах отличается от CD и винила? — Альбом все еще находится в работе, несмотря на то что вы держите в руках выпущенный CD. Просто мы хотели успеть выпустить его в каком-то виде к началу этой серии концертов. Но в ближайшее время датский продюсер Сёрин Андерсон закончит работу над недостающими треками и в интернете появится делюкс-издание — там будет, например, дуэт с Дианой Арбениной и еще одна версия песни «Ты чего такой серьезный?». Что касается отсутствия песни Элиса Купера «Киллер» и песни пиратов из фильма «Пираты Карибского моря» в iTunes, то это связано с правами на эти произведения. Сейчас наши юристы над этим работают. Я не очень силен в юридических тонкостях, но с песней «Веселый мертвец», которая основана на номере из «Пиратов Карибского моря», например, вообще не очень понятно, кто автор слов — похоже, они действительно народные. Нам нужно это правильно оформить, мы не можем себе позволить выглядеть пиратами. — Вы фанат Элиса Купера? — Не то чтобы фанат, но в некотором смысле была мечта исполнить это произведение. На мой взгляд, неплохо получилось. Если быть точным, в оригинале на пластинке 1974 года оно называется «Steven». В детстве мы его пытались петь. Это было очень смешно. У Элиса Купера масса хороших произведений, особенно мне нравится его ранний период. «Billion Dollar Babies» и другие… Мне нравилось, когда он играл ярко выраженный арт-рок. А позже он ушел в настоящую тяжелую музыку. — Элис Купер и Джонни Депп приезжают в следующем году в Москву в составе группы Hollywood Vampires. Может быть, подумать о каком-либо сотрудничестве? — Если они выступят у меня на разогреве, я возражать не буду. — В моем представлении альбом, который начинается с песни Элиса Купера и песни «Веселый мертвец», и альбом, который начинается с песни «Ты чего такой серьезный?» со словами о том, как «просыпается русский медведь»,— это два разных альбома. И это два разных человека. — Этот альбом — отчет о проделанной работе. Вот такую разную музыку мы делали в течение полутора лет. Но мы постарались найти для всех произведений общее звуковое решение, чтобы альбом не выглядел как лоскутное одеяло. Что касается песни «Ты чего такой серьезный?», то она основана на фразе всем известного политика, по-моему, этот рефрен в ней очень смешно слушается. Над текстом мы работали вместе с Тимати. Это действительно патриотичная песня, которая рассказывает о том, что сейчас происходит в нашей стране. Там есть обращение и к иностранцам, но маловероятно, что кто-то за границей обратит на нее внимание. Все-таки песня адресована нашим соотечественникам. — Ваш продюсерский центр много занимается организацией концертов, его логотип можно видеть чуть ли не на каждой второй афише Crocus City Hall, да и не только здесь. Среди тех, кому вы помогали,— Тимати, Ани Лорак, Сергей Лазарев и многие другие. Вы больше зарабатываете на своих концертах или на чужих? — Конечно, пока на своих. К тому же Тимати и Ани Лорак уже абсолютно свободны в своей концертной стратегии. Мы сотрудничали некоторое время, но мой продюсерский центр не имеет к ним отношения как к артистам. Проект Тимати уже настолько успешен, что вообще ни в ком не нуждается. И Ани Лорак тоже. — Сколько артистов вы сейчас ведете в рамках своего продюсерского центра? — Пять. — Среди них Александр Панайотов? От него многого ждут, и уже давно. — Да, он присоединился к нам по итогам шоу «Голос». Его гастрольный график потихонечку расширяется. Мы готовим для него несколько песен с хорошим потенциалом. — Вам не кажется, что главная проблема отечественной сцены сейчас — репертуар? Достойных исполнителей много, и площадок, где они могут о себе заявить, много. Но вот вы были наставником в «Голосе» — не считаете ли, что пора делать такой же проект для тех, кто песни не поет, а сочиняет? — Вы правы, композиторов много, а шлягеров мало. На всех не хватает. Если речь о том, что в таком проекте нужно учить людей писать песни, то я боюсь, что это невозможно. У человека либо есть мелодический дар в крови, либо нет. Песня идет от сердца. Давид Тухманов, Юра Антонов, Макс Фадеев, Земфира… Великолепные произведения у Александра Розенбаума, несмотря на то что они умещаются в очень небольшой гармонический ряд. Но таких людей очень мало. — Мы наверняка не раз увидим вас во время новогодних телеэфиров — как раз сейчас каналы снимают праздничные шоу. Что будете петь? — В смысле репертуара я полагаюсь на рекомендации продюсеров каналов, редакторов и так далее. Конечно, мне хотелось бы исполнить песни с этого альбома, который только что вышел. Но телеаудитория привыкла к тому, что для нее поют что-то знакомое. Я хочу сказать, что, например, с Юрием Аксютой и с Константином Эрнстом с «Первого канала» я работаю очень давно и доверяю им. Я понимаю, что выбор произведения существенно влияет на рейтинг программы и это их сфера ответственности. Глупо упираться и настаивать на чем-то, что только я считаю ценным для шоу. Быть гибким необязательно означает прогибаться. — Вы же наверняка помните и другие времена. Когда мы смотрели новогодний огонек по ЦТ и видели песни, которые будем слушать потом на протяжении целого года. Это были премьеры. — В советские времена было десять топовых артистов, а сейчас их сто десять, а может, и больше. И я абсолютно уверен, что в те времена отбор музыкальных произведений для новогодних программ был в несколько раз жестче, чем сейчас. Сейчас выбор гораздо шире.

«Шлягеров на всех не хватает»
© Коммерсант