Дробиз: Идея «алкогольных ширм» правильная, но пока идеалистическая
Минздрав России собирается наделить магазины и ресторанам правом не продавать алкоголь пьяным клиентам. Однако, как сообщает «Интерфакс», в предложении ведомства не указывается, каким именно образом будет определяться состояние алкогольного опьянения того или иного покупателя. Также в Минздраве предложили торговым точкам отделить алкогольный отдел ото всех остальных ширмами и перегородками, чтобы их нельзя было увидеть из тех мест магазина, где продаются другие продукты. В беседе с НСН глава Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз отметил, что это очень правильные, на первый взгляд, идеи. Однако они абсолютно идеалистические. «Прежде чем что-то предлагать, нужно подумать, как это будет реализовано. Давайте рассмотрим первую ситуацию – не продавать алкоголь пьяным в барах, ресторанах и магазинах. Вот вам самый простой пример: приходит выпивший человек в магазин, а продавец отказывается его обслуживать по причине того, что он, по его мнению, пьян. И тут же закономерно получает в глаз. Это совершенно нормальная ситуация, если рядом нет охранников или сотрудников полиции. К тому же, потребитель, даже будучи в состоянии алкогольного опьянения, может подать в суд на продавца: как и почему сотрудник магазина определил, что он пьян, его стадию, промилле и так далее», - отметил собеседник НСН. Вторая ситуация, по словам Вадима Дробиза, ещё интереснее – это бары, кафе или рестораны. «Посетитель заказывает вторую бутылку алкоголя, а ему официант или бармен говорит, что ему кажется, что клиент пьян и он не собирается продавать ему алкоголь. Тут и эти люди закономерно получают в глаз. А представьте, что у посетителя ещё и оружие. То есть, прежде чем эта инициатива заработает, Минздраву надо добиться того, чтобы каждого сотрудника ресторана или магазина сопровождал охранник, чтобы предотвратить вот эти случаи хулиганства. Это идеализм, хотя идея правильная. Но это никак всё равно не снизит потребление», - добавил глава Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя. Что касается создания в магазинах спецотделов, то, по мнению эксперта, это тоже вроде бы неплохая идея. Эксперт поддержал введение минимальной цены на весь алкоголь «Шторами или перегородками закрыть – тоже неплохо. Тем не менее, почему-то алкоголь считается у нас продуктом спонтанного спроса. Ну, никогда не бывает так, чтобы человек шёл в магазин за молоком, а потом увидел бутылку водки, купил её вместо молока, выпил у магазина и там же улёгся. Так не бывает. Человек идёт за алкоголем сознательно. Можно, безусловно, вводить спецотделы – это будут дополнительные расходы. Самое интересное, что есть пример Якутии, где уже три года – с 1 января 2015-го – алкоголь продаётся только в спецмагазинах. Вы думаете, что там есть какие-то позитивные моменты? Нет! Потребление на том же уровне. Всё на прежнем уровне. А когда создавали эти магазины, на 31 декабря 2014 года у них было порядка 100 алкомаркетов – специализированных магазинов и около полутора тысяч магазинов, которые продавали продукты и алкоголь. А сегодня у них продают алкоголь 850 магазинов. Сотни торговых точек выкинули продукты и начали продавать только алкогольные напитки. Лучше это или нет - я не знаю», - отметил Вадим Дробиз. Резюмируя, собеседник НСН подчеркнул, что если воплощать в жизнь идею о том, что отделы с алкоголем нужно огораживать ширмами, то такие же меры должны распространяться и на парфюмерно-косметические, потому что и там у человека могут возникнуть мысли о том, чтобы выпить. «Это, повторюсь, идеализм. Но к нему нужно стремиться. Может быть, лет через 10 или 20 мы к этому придём, но только не в 2018 году», - заключил глава Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя. Добавим, в документе, подготовленном Минздравом, отмечается, что специально выделенные в магазинах места для продажи алкоголя будет запрещено снабжать информационными указателями, щитами и вывесками. Однако эти требования не коснутся специализированных магазинов для розничной продажи спиртного.