На грифе и в душе без фальши 

На грифе и в душе без фальши
Фото: Ревизор.ru
Всемирно известный музыкант Миша Майский (Израиль), азиатский представитель виолончельного клана Ли-Вэй Цинь (Австралия), победитель множества виолончельных конкурсов, профессор Юлиан Штекель (Германия) и  — инициатор и художественный руководитель фестиваля VIVACELLO с 2009 года.
Заслуженный артист России, победитель бесконечного числа международных конкурсов, птенец Московской консерватории Борис Андрианов — ученик Наталии Шаховской. Нынешний VIVACELLO посвящен её памяти, памяти Великого учителя. Ученики профессора Наталии Николаевны со всех концов земли, со всех сцен планеты несут через виолончель привитую ею любовь к музыке, «не пропуская ни одной фальшивой ноты — ни на грифе, ни в душе».
Открыл концерт уроженец Шанхая Ли-Вэй Цинь. Кто ж не знает «Вариации на тему рококо» Чайковского для виолончели с оркестром? Ан нет, поспорил ведущий концерта . Это обязательное произведение III тура конкурса Чайковского, вот уже полвека звучит в редакции первого исполнителя «Вариаций» Вильгельма Фитценхагена, которому оно и посвящено. У композитора изначально был другой порядок вариаций и на одну вариацию больше. Ли-Вей Цинь исполнил авторскую редакцию теперь уже восьми вариаций Чайковского. Безусловно, сразу изменилась драматургия цикла, смысловые акценты и кульминации, темповые соотношения. В знакомо-незнакомой музыке ухо ждёт привычного чередования, предвкушая следующий характер-образ, а получает другой порядок развития. Гибко музыкальный, как все азиатские исполнители, Ли-Вей Цинь легко и воздушно, на мягкой звуковой «подушке» подавал голос своего Джузеппе Гваданини, инструмента 1780 года. Особенно красивыми тембрами пели басовые ноты виолончели. Без труда музыкант брал более, чем стремительные темпы в allegro vivo, флейты едва успевали за солистом. Виолончелист дал возможность слушателям оценить его интерпретацию авторской версии, выстроив свою драматургическую линию сочинения. В 1998 году на XI Международном конкурсе им. Чайковского в Москве Ли-Вей Цинь завоевал II премию и Серебряную медаль.
Концерт для виолончели с оркестром польского классика , впервые исполненный в 1970 в Лондоне , очень часто звучит на мировых сценах в наши дни. Москва же редко встречается с этим ярким сочинением, полным драматизма и напряжения исполнительских сил солиста. Юлиан Штекель смело и полностью отдался всем музыкальным коллизиям, присутствующим в музыке Лютославского. Колоритное смешение оркестровых тембров изумительно подчеркивалось всевозможными звучаниями разнообразных виолончельных приёмов игры в его исполнении. Виолончель музыканта современная, с большими динамическими возможностями, работы немецкого мастера Урса В. Мехлера сделана в 2005 году. Остро-ранимо воспринимались эпизоды сольного высказывания виолончели с противопоставлениями «гнева» меди. Сильные аффектированные моменты борьбы солиста-человека в диалоге с суровым звучанием медных духовых инструментов оркестра выявляли большое техническое мастерство Юлиана Штекеля. За этим угадывался победитель всех главных международных виолончельных конкурсов — Ростроповича в Париже, Фойермана в Берлине, Казальса в Кронберге.
Сильное по впечатлению произведение Лютославского, одновременно звучащее как остро современное и абсолютно классическое, вероятно, было «правильно» преподнесено дирижёром и его оркестром «Русская филармония». Высокий «градус» солиста нашел ответный мощный порыв оркестра. Удивительно, не понятно каким образом, но Юлиан Штекель своей игрой, манерой, подачей материала будто нарисовал исполнительский портрет Ростроповича, редактора и, практически, соавтора этого сочинения, ему и посвященного. Гигантская личность маэстро Славы, вне сомнения, присутствовала в зале.
Представителем классической русско-советской виолончельной школы Борис Андрианов показал себя в Концерте №2 для виолончели с оркестром «Ночь в Гареме» . Сразу стало ощутимо «мясо» в звучании инструмента, глубокое звукоизвлечение и плотное ведение смычка. Мандельштам в «Разговоре о » сравнил густоту виолончельного тембра с движением меда, текущего из наклоненной склянки. Никакая сила не заставит его течь быстрее. «Ночь в Гареме», насыщенное восточным колоритом, необыкновенно зрительски эффектное, когда на авансцене перед оркестром появляются три ударника-перкуссиониста, изображая восточные ритмические арабески, было написано в 2011 году. Заслуга VIVACELLO — знакомство слушателей с редко исполняемой, новой музыкой, в том числе написанной по заказу фестиваля. В прежние годы на фестивале состоялись мировые премьеры сочинений. В этом году Концерт для виолончели с оркестром британского композитора Майкла Беркли был написан специально для Бориса Андрианова. Думается, в этом одна из причин долгожительства проекта, возрастающего интереса к нему и неиссякаемого потенциала.
Перед исполнением Концерта №1 для виолончели с оркестром , глубоко трагического произведения «в характере шутливого марша», по словам композитора, дирижёр Дмитрий Юровский взял слово. Он попросил зал почтить аплодисментами память ушедшего в этот день от нас . Певца с почти виолончельным бархатным баритоном…
Мишей Майским, пережившим многое человеком, был «рассказан сюжет» концерта с истинным пониманием «повествования» Шостаковича. Мудро, но страстно, филосовски, но яростно, с горечью и болью ко всем уродливостям человечества, но с любовью к нему. А виолончель была способом переосмысления жизни, проживания всех невзгод и алтарём любви. Такой вот этот инструмент — виолончель.
В последних интервью Ростропович всерьез отвечал журналистам о своих планах: «Когда поднимусь на небеса, обязательно попрошу Бетховена написать виолончельный концерт.»
Видео дня. История красавицы, которую заперли в доме на 25 лет
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео