Ребусы эпохи маньеризма: Кадриорг приглашает на новую выставку

ТАЛЛИНН, 25 ноя — Sputnik, Ирина Тихомирова. На масштабной международной выставке в Кадриоргском дворце, проходящей в сотрудничестве с Национальным музеем Варшавы, представлены более 40 маньеристических картин. Александра Мурре, директор Кадриоргского художественного музея, встретившись с корреспондентом Sputnik Эстония, поделилась историей организации экспозиции и дала комментарии о художественной ценности выставленных в залах дворца произведений. Директор Кадриоргского художественного музея Александра Мурре Как рассказала директор музея, экспозиция включает в себя произведения живописи и из коллекции Кадриоргского художественного музея, и из запасников Национального музея Варшавы. Выставка, как это и следует из названия, продиктована любопытством, желанием познакомиться с собранием другого музея и представить местной публике подборку из богатой коллекции нидерландского искусства Национального музея в Варшаве. Одновременно название указывает на эпоху, "родом" из которой экспонируемые произведения. В названии выставки много ключей для расшифровки сути экспозиции. Первое – маньеризм: это стилистическое направление, которое здесь представлено. Однако между строк осталось, что это живопись Нидерландов. "Почему Нидерланды и именно XVI век?" — задал вопрос корреспондент Sputnik Эстония Александре Мурре. В контексте произведений старых мастеров из Варшавы нашли достойное место и зазвучали ярче работы нидерландских мастеров из собрания Кадриоргского художественного музея: эти, в общем, немногочисленные полотна эстонской коллекции эпохи маньеризма стали значимой частью общего повествования об истории, эстетике, философии и художественных концепциях столь яркого периода изобразительного искусства Европы. Экспозиция включает полотна классических жанров, характерных для той эпохи: дохристианские и библейские сюжеты, портреты коронованных особ и простых горожан, пейзажи и жанровые сцены, полотна на анималистическую тему. Посетители выставки живописи эпохи маньеризма Среди мастеров, чьи творения представлены в залах музея, — Якоб де Баккер и художники его круга, Дирк де Кваде ван Равестейн, Адриан ван Сталбемт, Витус Хейнрих Бернарт де Рийкере и другие представители нидерландского и фламандского маньеризма. Посетители выставки живописи эпохи маньеризма Как сообщила Александра Мурре, в музее и прежде проходили выставки фламандской и голландской живописи XVII-XVIII веков, поскольку собрание искусства этого региона достаточно обширно. И вот теперь XVI век, мастера Северной Европы. "Маньеризм в их полотнах — это куртуазность, экзальтированность, подчеркнутый эротизм и даже изображение сцен с насилием: так можно передать сложные позы в динамике и ракурсах и анатомические особенности тел. Всем этим интересен стиль", — считает Мурре. Ребусы маньеризма "Пытливый взгляд" — это любопытство в отношении другой коллекции, как поясняет Александра Мурре. Она задается вопросом: "Почему для нас важен северный маньеризм?". Это творческая переработка, считает директор музея, маньеризма итальянского. Полотна великих итальянцев очаровали северных живописцев и послужили инспирацией художникам Нидерландов для разработки своего собственного почерка в рамках маньеризма. Этому стилю, продолжает Александра Мурре, присуща особая художественная эстетика и уникальные черты: "Но если мастера Ренессанса видят совершенство природы, то в поздних работах Микеланджело, предвестника маньеризма, появляется идея о художнике, творце новой реальности: цель живописца — не отображать реальность, не следовать созданному Богом миру, а создавать свой мир. Поэтому возникает витиеватость, сложность и закрученность композиций, зашифрованность сюжета, ключевая смысловая сцена которого может находиться в отдалении и как бы "между прочим". Такие ребусы… Искусство совсем не для масс". Для понимания подобных явлений искусства, пожалуй, требуется некоторое знание контекста эпохи, однако и общие познания в истории искусств тоже дадут подсказку любителям живописи. "Попытаемся представить себе, как быть художником, после того как создали свои шедевры Леонардо, Рафаэль и Микеланджело: понятно, лучше написать невозможно. Можно только иначе", — заключила Александра Мурре свой рассказ. Трудное путешествие картин Произведения искусства XVI века путешествуют неохотно: сложно организовать выставку старых мастеров, потому что остро встает вопрос сохранности — картины в основном написаны на деревянных панелях, так делали в то время северные художники. Определенная хрупкость и подверженность механическим воздействиям и является причиной, по которой художественные раритеты не всегда охотно выдаются музеями для выставок за рубежом. И все-таки, как не скрывая радости сообщила директор Кадриоргского художественного музея, после многотрудной организационной работы выставку удалось осуществить. Не малую роль в этом сыграла организация CODART — международное профессиональное сообщество хранителей голландского и фламандского искусства в музеях мира. CODART находится в Нидерландах и благодаря общей информационной платформе объединяет собрания всех музеев, в которых присутствуют произведения нидерландских живописцев. Одна из целей организации — поиск и атрибуция коллекций голландского и фламандского искусства, где бы они ни находились. Кадриоргский музей также является членом CODART, и, соответственно, в реестре этой организации есть и коллекция из Кадриоргского дворца. Выставка живописи эпохи маньеризма Большую работу в осуществлении проекта провела куратор выставки – сотрудник музея, искусствовед Грета Коппель. Благодаря ее профессиональным связям с Варшавским музеем и участию в COART, по словам Мурре, удалось сделать замечательную подборку живописи: "Нам представилась возможность заглянуть в запасники Национального музея в Варшаве. Обнаружилось, что мы имеем схожий круг работ: полотна, находящиеся в нашем собрании, созданы не без участия мастеров Западной Европы. И тогда родилась идея о сотрудничестве". Посетители выставки живописи эпохи маньеризма В ту далекую эпоху зарождения маньеризма слово "манера" не имело негативного оттенка. Этому стилю в определенное время поставили в укор художественную изощренность — экзальтированность, заостренность чувств, эротизм, искусственность. Теперь нам предоставляется возможность самим вынести суждение о его культурной и художественной ценности, посетив залы Кадриоргского дворца. Маньеризм – явление искусства, возникшее в Италии примерно в 1520-е годы, во второй половине XVI века стиль распространился на всю Европу.

Ребусы эпохи маньеризма: Кадриорг приглашает на новую выставку
© Sputnik Эстония