Войти в почту

Петр и Екатерина: любовь после смерти

Симоновская сцена театра имени Вахтангова порадовала зрителей второй премьерой - "Любовь у трона" в постановке Андрея Максимова. Сцена открылась после капитального ремонта и реконструкции историей о любви артистов цирка - "Вечер шутов" (режиссер Екатерина Симонова), а следом - драма о любви царей. Режиссер - он же автор пьесы, в качестве первого аккорда использовал смерть крысы Матильды, которую оплакивает Петр Третий (Андрей Ильин). Странное начало опровергает российский вердикт Петру Третьему, что его интересовали только оловянные солдатики, и он ненавидел животных. Природную доброту Петра Третьего не могли отрицать даже его злейшие враги. В спектакле пришедший в сновидении к Екатерине Второй (Ольга Тумайкина) Петр Третий тяжело переносит смерть животного, потому что у него есть сердце, сострадание, тонкая кожа и мистическое понимание мира. Для него крыса - не просто крыса, а некий дух, который существовал рядом с ним, и он его чувствовал. В отчаянии Петр Третий называет Екатерину Вторую "крысой" и напоминает ей о том, что "пальцем ее не ударил", тогда как она… - Моя героиня Екатерина Вторая не хотела убивать Петра Третьего. Так получилось, - сказала после премьеры "ВМ" Ольга Тумайкина. "Хотела - не хотела", - для истории не имеет значения. Как сказал поэт, "судьбы свершился приговор". Петр Третий насильственно убит во время Дворцового переворота, в результате которого на трон взошла его жена - Екатерина Вторая. Прекрасная актриса вахтанговской сцены Ольга Тумайкина играет женщину умную, богато одаренную, гордую, страстную, сильную, способную вызывать доверие, и, разумеется, очень деятельную. Весь спектакль она оправдывается перед Петром Третьим и немного перед историей за то, что добилась трона, принеся в жертву очень хорошего человека, с которым была обвенчана. Ее главный аргумент: "любовь к России". Екатерина Вторая была полностью уверена в том, что этой любви, вне всякого сомнения, искренней, достаточно для того, чтобы заслужить прощение как на небесах, так и у потомков. В спектакле, который есть сон, показано, что Екатерина добивалась любви России так, как мужчины добиваются сердца своей дамы. Екатерина Вторая в великолепном пространстве спектакля, созданном главным художником театра имени Вахтангова Максимом Обрезковым (а это сочетание царского дворца с туманном и мистикой сна) мечется меж двух огней. Она и политик и женщина, Россия и человек. Андрей Максимов в своей постановке показывает, что в России нередко побеждает насилие, и пример - дворцовый переворот. И что в эту мясорубку попадают не только злодеи, но и хорошие люди, какими были муж и жена Петр Третий и Екатерина Великая. В спектакле есть параллель с Петром Первым и Екатериной Первой. Внук великого императора был вылитый дед, только ему не хватило мужества жениться по любви. Его, как шахматную фигуру, взяли с одной политической доски и перенесли на другую, а он в это время играл в своих оловянных солдатиков, и самым умным существом считал крысу Матильду. Тогда как Екатерина Великая не захотела быть пешкой в чужой игре, и стала режиссером своего спектакля. Хорошим режиссером. Более того, России очень повезло, что в течение 30 лет на троне была Екатерина Вторая. И об этом спектакль "Любовь у трона". А Петру Третьему, который был очень одаренным человеком, только не режиссером, крупно не повезло. Царь Петр в замысле Андрея Ильина - умный, талантливый, гуманный человек с умом, с чувством, с интуицией. Его главная ошибка в том, что он по-человечески пожалел Екатерину Вторую и поверил в ее дружбу. А вот полюбить Екатерину он не мог, потому что ни один мужчина по-настоящему так и не смог полюбить эту опасную женщину. В спектакле "Любовь у трона" много элементов маскарада. Российские императрицы любили маскарады, и это отмечал в своих "Воспоминаниях" даже Джакомо Казанова. Злые языки называли Екатерину Вторую "Дон Жуаном в юбке", и приписывали ей очень много романов. Но в спектакле Андрея Максимова все мысли Екатерины Великой о политике, о троне, о России. Ее мучает совесть, потому что пришел призрак Петра Третьего, и во сне она еще раз переживет его смерть, в которой есть ее вина. Возможно, это обостренное чувство совести, эта вина за смерть супруга заставляла Екатерину много работать, и доказывать делами свою любовь к России? Спектакль "Любовь у трона" - очень актуальный. Любовь и власть, - две главные темы России. Только редкость, когда любовь сочетается с властью. Третья премьера Симоновской сцены театра имени Вахтангова - "Очарованный странник" по произведению Николая Лескова. Она тоже о любви. Только о любви к Богу, к природе, к человеку, к миру.

Петр и Екатерина: любовь после смерти
© Вечерняя Москва