«Кроме театра в жизни ничего нет». Александр Славутский отмечает юбилей
На каком фундаменте стоит один из старейших театров России, и чем качаловцы заинтересовали коллег из Поднебесной, народный артист РФ, главный режиссер Качаловского театра накануне своего юбилея рассказал «АиФ Регион». Всегда открыт «Я многое могу и умею. Знаю толк в строительстве и ремонте, умею обращаться с дрелью, прочей серьёзной техникой... Но кроме театра у меня ничего в жизни нет. Это моя профессия. Качаловским театром я руковожу 24 года. За это время у нас никогда не было раздрая, каких-то скандалов. Мой кабинет никакой секретарь не охраняет – я прекрасно обхожусь и без него, и без приёмной. Если мне звонят, я беру трубку сам. Дверь в кабинет открыта - ко мне с вопросом может обратиться любой работник театра. Мне не нравится, когда мы, подражая Западу, ставим во главу угла деньги. Государство не может стоять на одних дельцах. Мне интересны люди, которые что-то создали в нашем мире, какую-то другую реальность. Но иногда приходится слышать: «Славутский опять хвастается деньгами». Это не так. Я хвастаюсь не деньгами, а востребованностью театра. Театр за сезон зарабатывает порядка 52 млн руб. Мы могли бы зарабатывать и больше, но не можем позволить себе поднять цены: сразу ограничим контингент наших зрителей. Это учителя, врачи, инженеры, школьники, студенты... . Можем бесплатно пригласить на спектакль детей из малообеспеченных семей, ребят из детских домов, инвалидов, пенсионеров. Когда есть такая возможность, мы делаем это. Красивый, изящный и... злой Зритель у нас есть – это данность. Можно ли его изменить? Наверное, нет. Но мы можем повести его за собой в мир красоты и добра. Для этого должны заинтересовать его историей, сюжетом, стилем, вкусом, красотой. Не ставим бульварных пьес. В основе спектаклей всегда хорошая литература: Пушкин, Чехов, Достоевский, Бомарше, Шекспир, Вайль... Это фундамент театра. «Скрипач на крыше» сыгран уже 380 раз, «Cемейный портрет с посторонними» - 253. Премьера этого сезона спектакль «Бег» по Булгакову уже заработала в два раза больше, чем было потрачено на её постановку. Доход от «Безумного дня или Женитьбы Фигаро» в четыре раза превысил постановочные затраты. Дважды оправдал себя «Дон Жуан», «Брак по-итальянски» - трижды... Как определить гениальность спектакля? Конечно, не деньги - главный критерий. Но, если зритель на спектакли не ходит, то для кого же театр работает? Для двух критиков? Театр должен находить отклик. Для меня потрясением стал «Евгений Онегин» Римаса Туминаса в Вахтанговском театре, произвела впечатление «Гроза» в БДТ. Этот спектакль Андрея Могучего красивый, мощный, изящный и... злой. Он о нашем российском менталитете, в котором есть раздолбайство, безалаберность, неумение распоряжаться своими ресурсами. Прагматизм свойственен американцам – для них это основная ценность, а нам бы это качество пригодилось как средство. Ну как это так – делать лучшие в мире самолёты, технику и не создать своего сильного автопрома? Люблю и не люблю Спектакль «Плутни Скапена» по Мольеру я всегда ставил про себя. Это моя любимая пьеса - о человеке, который не принимает обстоятельства, но вынужден к ним приспосабливаться. Вы думаете, я всё вокруг себя принимаю? Но я и кричать не буду, как некоторые другие режиссёры: «Караул! Меня травят!» Польский сатирик Ежи Лец сказал: «Время не подлежит обсуждению. Подлежишь обсуждению ты, расположившийся во времени». Никогда не плачу, не прошу подаяний - пробиваю для театра возможность благополучного существования, ставя спектакли, которые пользуются интересом у зрителей. Когда мне что-то не нравится, я иногда ругаюсь, топаю ногами, угрожаю, ласкаю, обещаю, хитрю и... добиваюсь нужного результата! Его можно достичь по-разному. Смотреть фильм «Матильда» никакого желания нет, но совсем не из богобоязненных мотивов. Не поддерживаю и мракобесов, которые кричат, что эта картина оскверняет что-то ... Меня тошнит от такого глупого пиара. Искусство ничто не оскверняет. Важно, во имя чего создаются произведения искусства. О планах В 2018 году мы готовимся к Первому Качаловскому театральному фестивалю, идею которого поддержал президент Татарстана. Сейчас минфин республики готовит финансовые расчёты по организации этого форума. В конце января ждём приезда партнёров из Пекина, с которыми мы ведём переговоры, планируем обмен гастролями. Китайские товарищи пока остановились на двух спектаклях: «Пиковая дама» по Пушкину и «Роковые яйца» по Булгакову. Это достаточно эксклюзивный материал. «Пиковая дама» редко идёт на драматической сцене – больше известна как опера. Планируем обмен гастролями (может быть, и постановочными группами) с театром Ганновера. Ведём переговоры с Дебреценом, который в следующем году будет культурной столицей Европы. В 2018 году планируем показать, как минимум, три новых спектакля. Игорь Коняев будет ставить «Лес» Островского. Илья Славутский начинает репетировать «Пять вечеров» Володина. Я готовлю новый спектакль по «Тому Сойеру» Марка Твена. Том Сойер – это не начинающий бизнесмен. Для меня он поэт, художник, фантазёр! С одной стороны человек ранимый, с другой стороны – защищённый – тем, что он никогда не падает духом, в любых обстоятельствах остаётся человеком действия. Внутренний критик Мне приходилось общаться с Георгием Товстоноговым, с Александром Гончаровым. Но, наверное, на тот вопрос, который меня волнует, не смогли бы ответить даже они: зачем человек живёт? Каждый сам ищёт на него ответ. Я очень рано начал думать о смерти – лет с сорока... Этот вопрос мучает всё время. Мы – лишь гости, песчинки на этой земле. Но это и хорошо. Напоминание, что ты не вечен – это как внутренний критик, совесть, которая следит всем, что ты делаешь. Если бы все люди понимали, что они не вечны, мы жили бы лучше, больше бы сделали».