Ещё

«Кроме театра в жизни ничего нет». Александр Славутский отмечает юбилей 

Фото: АиФ Казань
На каком фундаменте стоит один из старейших театров России, и чем качаловцы заинтересовали коллег из Поднебесной, народный артист РФ, главный режиссер Качаловского театра накануне своего юбилея рассказал «АиФ Регион».
Всегда открыт
«Я многое могу и умею. Знаю толк в строительстве и ремонте, умею обращаться с дрелью, прочей серьёзной техникой… Но кроме театра у меня ничего в жизни нет. Это моя профессия.
Качаловским театром я руковожу 24 года. За это время у нас никогда не было раздрая, каких-то скандалов. Мой кабинет никакой секретарь не охраняет — я прекрасно обхожусь и без него, и без приёмной. Если мне звонят, я беру трубку сам. Дверь в кабинет открыта — ко мне с вопросом может обратиться любой работник театра.
Мне не нравится, когда мы, подражая Западу, ставим во главу угла деньги. Государство не может стоять на одних дельцах. Мне интересны люди, которые что-то создали в нашем мире, какую-то другую реальность. Но иногда приходится слышать: «Славутский опять хвастается деньгами». Это не так. Я хвастаюсь не деньгами, а востребованностью театра.
Театр за сезон зарабатывает порядка 52 млн руб. Мы могли бы зарабатывать и больше, но не можем позволить себе поднять цены: сразу ограничим контингент наших зрителей. Это учителя, врачи, инженеры, школьники, студенты…. Можем бесплатно пригласить на спектакль детей из малообеспеченных семей, ребят из детских домов, инвалидов, пенсионеров. Когда есть такая возможность, мы делаем это.
Красивый, изящный и… злой
Зритель у нас есть — это данность. Можно ли его изменить? Наверное, нет. Но мы можем повести его за собой в мир красоты и добра. Для этого должны заинтересовать его историей, сюжетом, стилем, вкусом, красотой.
Не ставим бульварных пьес. В основе спектаклей всегда хорошая литература: Пушкин, Чехов, Достоевский, Бомарше, Шекспир, Вайль… Это фундамент театра.
«Скрипач на крыше» сыгран уже 380 раз, «Cемейный портрет с посторонними» — 253. Премьера этого сезона спектакль «Бег» по Булгакову уже заработала в два раза больше, чем было потрачено на её постановку. Доход от «Безумного дня или Женитьбы Фигаро» в четыре раза превысил постановочные затраты. Дважды оправдал себя «Дон Жуан», «Брак по-итальянски» — трижды… Как определить гениальность спектакля? Конечно, не деньги — главный критерий. Но, если зритель на спектакли не ходит, то для кого же театр работает? Для двух критиков? Театр должен находить отклик.
Для меня потрясением стал «» в Вахтанговском театре, произвела впечатление «Гроза» в БДТ. Этот спектакль Андрея Могучего красивый, мощный, изящный и… злой. Он о нашем российском менталитете, в котором есть раздолбайство, безалаберность, неумение распоряжаться своими ресурсами. Прагматизм свойственен американцам — для них это основная ценность, а нам бы это качество пригодилось как средство. Ну как это так — делать лучшие в мире самолёты, технику и не создать своего сильного автопрома?
Люблю и не люблю
Спектакль «Плутни Скапена» по Мольеру я всегда ставил про себя. Это моя любимая пьеса — о человеке, который не принимает обстоятельства, но вынужден к ним приспосабливаться. Вы думаете, я всё вокруг себя принимаю? Но я и кричать не буду, как некоторые другие режиссёры: «Караул! Меня травят!»
Польский сатирик Ежи Лец сказал: «Время не подлежит обсуждению. Подлежишь обсуждению ты, расположившийся во времени». Никогда не плачу, не прошу подаяний — пробиваю для театра возможность благополучного существования, ставя спектакли, которые пользуются интересом у зрителей.
Когда мне что-то не нравится, я иногда ругаюсь, топаю ногами, угрожаю, ласкаю, обещаю, хитрю и… добиваюсь нужного результата! Его можно достичь по-разному.
Смотреть фильм «Матильда» никакого желания нет, но совсем не из богобоязненных мотивов. Не поддерживаю и мракобесов, которые кричат, что эта картина оскверняет что-то … Меня тошнит от такого глупого пиара. Искусство ничто не оскверняет. Важно, во имя чего создаются произведения искусства.
О планах
В 2018 году мы готовимся к Первому Качаловскому театральному фестивалю, идею которого поддержал президент Татарстана. Сейчас республики готовит финансовые расчёты по организации этого форума.
В конце января ждём приезда партнёров из Пекина, с которыми мы ведём переговоры, планируем обмен гастролями. Китайские товарищи пока остановились на двух спектаклях: «Пиковая дама» по Пушкину и «Роковые яйца» по Булгакову. Это достаточно эксклюзивный материал. «Пиковая дама» редко идёт на драматической сцене — больше известна как опера. Планируем обмен гастролями (может быть, и постановочными группами) с театром Ганновера. Ведём переговоры с Дебреценом, который в следующем году будет культурной столицей Европы.
В 2018 году планируем показать, как минимум, три новых спектакля. будет ставить «Лес» Островского. начинает репетировать «Пять вечеров» Володина. Я готовлю новый спектакль по «» . Том Сойер — это не начинающий бизнесмен. Для меня он поэт, художник, фантазёр! С одной стороны человек ранимый, с другой стороны — защищённый — тем, что он никогда не падает духом, в любых обстоятельствах остаётся человеком действия.
Внутренний критик
Мне приходилось общаться с , с . Но, наверное, на тот вопрос, который меня волнует, не смогли бы ответить даже они: зачем человек живёт? Каждый сам ищёт на него ответ.
Я очень рано начал думать о смерти — лет с сорока… Этот вопрос мучает всё время. Мы — лишь гости, песчинки на этой земле. Но это и хорошо. Напоминание, что ты не вечен — это как внутренний критик, совесть, которая следит всем, что ты делаешь. Если бы все люди понимали, что они не вечны, мы жили бы лучше, больше бы сделали».
Комментарии