Ещё

Старинные сокровища Казахстана выставят на ВДНХ 

Старинные сокровища Казахстана выставят на ВДНХ
Фото: Sputnik Казахстан
В ближайшее время Государственный Музей Востока в Москве расширит свою экспозицию. Дополнительное здание музея откроется на главной аллее ВДНХ. Корреспондент Sputnik поговорил с директором музея о сокровищах казахстанской земли, которые там можно будет увидеть
Недавно музей Востока отметил свой 99-й день рождения. За без малого век работы музей стал не только уникальной сокровищницей, но и серьезным научным центром, и своего рода мостом между Россией и бескрайней разноязыкой Азией.
И хотя в фондохранилищах Музея Востока скопилось очень много сокровищ, произведений искусства, артефактов старины, публика видит лишь малую часть экспонатов. Но уже в 2018 году, к столетию, Музей Востока получит новое помещение — на главной аллее ВДНХ.
Таким образом, и москвичи, и гости российской столицы уже очень скоро смогут посмотреть уникальные коллекции, значительная часть которых на публике никогда не выставлялась или выставлялась очень редко.
О том, какие сюрпризы ожидают посетителей, и какая часть из них имеет казахстанское происхождение, мы побеседовали с генеральным директором Музея Востока, доктором исторических наук Александром Седовым.
Уйгурское искусство и юрта-конфискат
— Какие сокровища вашего музея происхождением из Казахстана?
— После нескольких экспедиций в нашем музее была собрана одна из лучших в России коллекций народного искусства уйгуров. Может быть, только коллекция Российского этнографического музея может с ней соперничать. Это коллекция искусства тех уйгуров, которые переселились из Синьцзяна или Восточного Туркестана в Казахстан и Семиречье. Практически вся она собрана в 80-е годы прошлого века нашими сотрудниками. Сейчас подготовлен каталог нашей уйгурской коллекции, представленной коврами, текстильными изделиями, одеждой, утварью, керамикой.
— Фонды пополняются только из экспедиций или еще как-то?
— В прошлом году мы получили великолепный подарок от . Больше десяти лет назад они конфисковали как контрабанду внутреннее убранство юрты. Непонятно, кому и куда ее везли. Возможно, для интерьера какого-то восточного ресторана. Вещи были конфискованы, потом по суду признаны государственной собственностью. И таможенники передали эти предметы в наш музей.
— Юрту признали произведением искусства?
— Там нет высокохудожественных произведений, но есть великолепные и очень хорошо сохранившиеся утварь, деревянная посуда, кожаные и металлические изделия, детская люлька. Все эти вещи датируются концом XIX — началом XX века. Они много где встречались еще 50-70 лет назад, и их можно было приобрести в рамках научно-исследовательских экспедиций в Казахстан. Однако сейчас эти предметы практически исчезли из быта, их заменили современные изделия. Так что мы очень благодарны нашим славным таможенникам за такое приобретение.
— А из каких еще источников поступали экспонаты казахстанской коллекции?
— Мы получили большое количество предметов из раскопок Хорезмской археологической экспедиции в Узбекистане и в Казахстане. Это экспедиция Института этнографии СССР — теперешнего Института этнологии и антропологии Российской Академии наук. Она работала много десятилетий. Ее возглавлял  — наш великий археолог и востоковед.
Кроме археологических, в советские времена организовывались и научно-собирательские экспедиции. Немало привезенных из них предметов народного искусства до сих пор составляют основу нашей коллекции. Такие экспедиции продолжались и в 1950-1960-е годы, и в 1970-е, и даже в 1980-е, фактически до 1991 года. Они были достаточно регулярны. Ездили мы не только по Средней Азии, но даже в Афганистан посылали научно-собирательские экспедиции.
Сокровищ станет больше
— Александр Всеволодович, поделитесь секретом, как вам удалось получить для музея помещение в таком потрясающем месте, как главная аллея ВДНХ?
— К сожалению, мы, как многие музеи, страдаем от элементарного отсутствия достаточного места для экспонирования. Наш музей не может выставить не то что 100% всех своих коллекций, — выставляется обычно 5-6%, максимум — 10%. А остальное хранится в фондах. Конечно, мы стараемся показать и экспонаты, которые хранятся у нас в запасниках, в течение года устраиваем 15-20 временных выставок.
Мы стараемся, но, все равно, показать все наше богатство очень трудно. Фондохранилище уже с трудом вмещает все наши коллекции, да и само его здание должно быть передано .
— Почему?
— В первые 12 лет работы у музея не было постоянного помещения. И только в 1930 году он получил постоянную прописку на улице Обуха (нынешняя улица Воронцово Поле). Для музея было выделено здание церкви Святого Пророка Божия Илии на Воронцовом Поле. Храм в то время уже был закрыт и использовался под склад чая. После реставрационно-ремонтных работ там разместился музей.
— А на Никитском бульваре, в главном здании, все не поместится?
— Конечно, нет! Помещение, в котором располагается музей здесь, на Никитском бульваре, не настолько велико, чтобы вместить и постоянную экспозицию, и фонды. Но нам был предложен очень хороший выход из положения — рассмотреть несколько павильонов ВДНХ. Мы выбрали павильон №13. Это бывший павильон "Здоровье". В 1939 году он был построен как павильон "Армянская ССР". Это памятник архитектуры. В 1960 году он был существенно перестроен, но все-таки сохранил свой самобытный облик. А в 1990-е годы там располагались магазины. Сейчас там в самом разгаре реставрационные работы. Мы вернем павильону тот вид, который он имел в начале 1960-х годов.
— То есть, еще до "Здоровья"?
— Ну, в общем, да. Как всегда бывает при реставрационных работах, открываются совершенно удивительные вещи, которые при последующих перестройках и ремонтах были закрыты и не видны. Например, все считали, что интерьеры павильона и его фасад — белые. А реставраторы открыли совершенно другую колеровку — глубокий синий. Особенно нас поразила сохранившаяся часть совершенно великолепной ажурной решетки, которой были оформлены арки фасада. Впоследствии она была закрыта и сейчас мы все восстановили. Восстанавливается и внутренняя планировка павильона.
— А Сталин там был?
— Нет, не было. Над решеткой центрального входа располагался герб Армянской ССР. Но он утрачен. И мы герб восстанавливать совершенно точно не будем. Есть идея, что на его месте будет логотип Музея Востока, но еще не решено. Идея проходит стадию согласования.
— Если я правильно понимаю, там будет не просто хранилище, а открытая экспозиция?
— Новое фондохранилище будет устроено по совершенно иному принципу, чем сейчас. Это будет принцип "открытого хранения". То есть фактически второй музей. Мы постараемся все, что можно, выставить в витринах, повесить на стены и обеспечить открытый доступ посетителей. То, что не подлежит открытому хранению, что нельзя долго экспонировать, как, например, японские гравюры или китайскую классическую живопись, будет храниться в той части павильона, куда доступа публике не будет. Однако мы постараемся выставить все, что возможно.
Видео дня. Стажер НАСА нашел планету, которую скоро разорвет
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео