Войти в почту

Маска, я тебя знаю!

Успех акимовцев закономерен. Но не потому лишь, что комедия по нынешним временам жанр сверхвостребованный. От этого самой комедии вреда как раз больше, чем пользы – поток наскоро сколоченных непритязательных поделок половодьем разливается по отечественной сцене, и обнаружить в его волнах подлинно золотую рыбку удается не часто. А вот в неводах питерской Комедии всегда бьется рыба исключительно первой (она же, как известно, и последняя) свежести. Розаура - Заслуженная артистка России Елена Руфанова, Дон Альваро - Заслуженный артист России - Владимир Миронов. Фото: Театр Комедии имени Н.Акимова "Хитрую вдову" акимовцы привозят в столицу не впервые, поскольку московская публика любит этот спектакль не меньше петербургской. Правда, пьесы с таким названием у Карло Гольдони нет, есть "Один из последних вечеров карнавала", ставший, если можно так выразиться, финальным аккордом золотого периода в драматургической карьере великого венецианца. Татьяна Казакова поставила этот спектакль к 80-летию возглавляемого ею театра, но наблюдая за происходящим на сцене, трудно поверить, что спектаклю уже почти 10 лет. Все так же легка на ходу союзница любви – гондола (сценография Александра Орлова), все так же восхитительны ренессансные костюмы (созданные по всем правилам искусства Ириной Чередниковой), и главное, так же искренни и азартны актеры, раскручивающие у нас на глазах старую, как мир интригу. Темпераментная вдовушка в исполнении Елены Руфановой не просто хитра – она хочет жить по своим правилам: один раз все уже решили за нее, выдав замуж за богатого старика, второй раз Розаура намерена отдать руку, сердце и состояние лишь тому, кого сочтет достойным ее даров. Актриса с блеском демонстрирует, как на практике можно решить задачу, которую приходится хоть раз в жизни решать каждой женщине – примирить жаждущее великой любви сердце со строящим трезвый расчет разумом, устроив свое счастье настолько прочно, насколько это вообще возможно в нашем непрочном мире. Панталоне Деи Бизоньози - Народный артист России Юрий Лазарев, Доктор Ломбарди - Александр Корнеев. Фото: Театр Комедии им. Н.Акимова В ряду не менее известных драматургов-современников Гольдони считается признанным знатоком человеческих душ – не зря же он с таким рвением реформировал старую добрую комедию dell arte. Его персонажи – столько же маски (при всей своей изысканно-театральной условности), сколько и люди из плоти и крови. Гольдони щедро дарит актерам материал вполне достоверных характеров и акимовцы используют его даже не на 100, а на 150 процентов. Андрей Толшин (лорд Рунбиф), Виталий Кузьмин (мсье Лебло), Владимир Миронов (дон Альваро де Кастилья), Дмитрий Лебедев (граф Боско ди Неро) и Юрий Лазарев (синьор Панталоне деи Бизоньози) – кавалеры, один харизматичней другого – несут заряд такой всепобеждающей витальности, что у прекрасной половины зала просто дух захватывает, а менее прекрасная получает весомый повод для ревности. Арлекин - Александр Матвеев, Месье Лебло - Виталий Кузьмин. Фото: Театр Комедии имени Н.Акимова В "Драконе", если разобраться, тоже бушует карнавальная стихия, но этот праздник сумрачен, чтобы не сказать мрачен. Евгений Шварц известен своими сказками для театра, но в этой пьесе страшной реальности гораздо больше, чем собственно сказочного волшебства, да и финал ее только условно можно считать счастливым. Не потому ли и судьбе ее на протяжении многих лет складывалась столь трагично… Замечательный режиссер Николай Акимов, имя которого носит созданный им театр, дважды брался за постановку, и оба раза спектакль закрывали: в 1944-м на первом же показе, в 1962 – после нескольких спектаклей. Пьеса долго была под запретом, а когда его все-таки сняли, к ней уже намертво приклеилась репутация завуалированного политического памфлета, эдакой "фиги в кармане". И, с отнюдь не легкой руки Марка Захарова, фильм которого еще мрачнее пьесы, этот ярлык за ней закрепился, казалось, навсегда. Ломать стереотипы – почти то же самое, что вести бой с Драконом. Но Татьяна Казакова отважилась вступить в это единоборство… 400 лет правит городом Дракон (Юрий Лазарев), ежегодно забирая в качестве почетного трофея самую прекрасную девушку. Он даже не очень страшен, наоборот – темпераментен, остроумен, импозантен и, хоть и коварен, не обделен даже некоторым благородством. Эдакая постаревшая рок-звезда уровня Фредди Меркюри – разлетный черный плащ, кожаные штаны, высокие перчатки – в окружении молоденьких поклонниц в откровенных нарядах (карнавальной иронии в костюмах Стефании Граурогкайте хоть отбавляй). Дракон - Народный артист России Юрий Лазарев. Фото: Театр Комедии имени Н.Акимова Горожанам такой "тиран" не в тягость – раз в год можно погоревать-поплакать над очередной драконовой "невестой", зато все остальное время жить спокойно. Так что особой радости от появления в городе странствующего рыцаря-спасателя Ланцелота (Денис Зайцев) никто не испытывает. Он и сам уже не рад своей невыполнимой миссии: спасаешь-спасаешь, а зла меньше не становится. Дракон будет повержен, но света в городе не прибавится (сценография Эмиля Капелюша, световая партитура Игоря Фомина): на опустевшем троне появится новый властитель. И спасенная от звероящера Эльза (Любовь Виролайнен) с холодностью гофмановской Коппелии, из-под которой еле-еле просверкивает огонь подлинного чувства к спасателю, уже готовится к другой свадьбе. И Садовник (Сергей Русскин) – воплощение "лучших людей города" – в верноподданническом экстазе преподносит ей колокольчики. Что с того, что звенят они немного печально – "утром завянут и успокоятся", как и весь город, очнувшийся ради свадьбы, от все той же неизбывной вековой дремы. Бургомистр - Заслуженный артист России Сергей Кузнецов; Садовник - Заслуженный артист России Сергей Русскин. Фото: Театр Комедии имени Н.Акимова Бургомистр (Сергей Кузнецов), присвоивший победу Ланценлота, и его ушлый сыночек Генрих (Александр Матвеев), мечтающий унаследовать их от своего папаши – эдакие политтехнологи-шоумены, словно сошедшие с телеэкрана, не дают забыть, что от давным-давно написанной сказки до дня сегодняшнего рукой подать. Однако Татьяна Казакова не приемлет лобовых, плакатных решений. По ее глубокому убеждению мир кавалерийской атакой от зла не очистить – не властителей свергать нужно, а души человеческие лечить. Ключ к своей постановке она вложила в лапы мудрому Коту (Виталий Куклин): "Самое печальное в этой истории и есть то, что они улыбаются". Стереть с их лиц лживые улыбки, сорвать с покалеченных душ намертво припаянные маски – вот какой подвиг придется свершить Ланцелоту и Эльзе. Никаких иллюзий у влюбленных нет, они прекрасно понимают, что прекрасный новый мир в одночасье построить не получится – пробовали, знаем. Знаем и мы, зрители. Но обезглавить хоть парочку собственных дракончиков каждому человеку вполне по силам. А тогда, может и коварный коллективный чуть-чуть послабее станет…

Маска, я тебя знаю!
© Ревизор.ru